Не вступивших в «Турпомощь» операторов ждут исключения, вступившие – гадают, как всё это будет работать | sibtourport.ru

Не вступивших в «Турпомощь» операторов ждут исключения, вступившие – гадают, как всё это будет работать

3
6 минут
Не вступивших в «Турпомощь» операторов ждут исключения, вступившие – гадают, как всё это будет работать
Сегодня наступает «Час X» для туроператоров в сфере выездного туризма, не вошедших в «Турпомощь». О том, что срок вступления в объединение продлён до 15 мая, после чего Ростуризм поднимет вопрос об исключении нарушителей законодательства из Единого федерального реестра туроператоров, журналистам рассказала Изо Арахамия, начальник правого управления ведомства. Ранее заместитель руководителя ФАТ Евгений Писаревский в беседе за «круглым столом» интерактивного телеканала редакции газеты «Вечерняя Москва» называл 20 мая началом применения карательных мер. Стоит отметить, что по состоянию на 15 мая в списке «Турпомощи» значатся 1688 компаний из 1999 представленных в ЕФРТ. Для тех, кто вступил в объединение, а также для агентов, обязанных с апреля информировать клиентов о создании и работе фонда, многие вопросы остаются неясными.
Несмотря на то, что судьба почти 300 операторов пока остаётся не ясной, все крупные игроки вошли в состав объединения, и фактически агентствам не пришлось решать проблему, что делать с проданными турами операторов, не подтвердивших легитимность своей работы членством в объединении?

Как поясняют в Ростуризме, решение о продлении сроков вступления в «Турпомощь» было принято в связи с майскими праздниками. «4 мая – дата вступления в силу закона в части создания объединения «Турпомощь» - совпала с праздничными днями. Поэтому мы приняли решение подождать до 15 мая и дать шанс вступить в организацию тем, кто ещё не успел это сделать по тем или иным причинам. Например, кто-то мог перечислить деньги перед праздниками, а значит, перевод придёт только 13 мая», - сообщила Изо Арахамия. Несмотря на то, что судьба почти 300 операторов пока остаётся неясной, все крупные игроки вошли в состав объединения, и фактически агентствам не пришлось решать проблему, что делать с проданными турами операторов, не подтвердивших легитимность своей работы членством в объединении? Тем не менее, вероятность возникновения такой ситуации существует. Фактически туристы могут воспользоваться купленными путёвками и отправиться в путешествие. Однако, по словам Изо Арахамия, в случае неисполнения обязательств этим оператором, туристам не будет предоставлена экстренная помощь. Турист, со своей стороны, вправе обратиться в суд и не отправляться в путешествие. Как пишет АТОР, эксперты считают, что суд может встать на сторону потребителя, права которого были нарушены, и обяжет оператора компенсировать стоимость нереализованной поездки. Правда, ввиду отсутствия соответствующей практики, на этот счёт никто не может дать гарантий.

Вопросов остается много. Наиболее актуальные из них в блоге на STP поднимает Ольга Тимохина, исполнительный директор новосибирского бюро путешествий «Гран-Тур». Прежде всего, эксперт обращает внимание на то, что при необходимости найти туроператора на сайте «Турпомощи» не так-то просто: все члены ассоциации указаны в общем списке, а потому подтвердить членство своей компании в новом объединении корректной ссылкой просто невозможно. Кроме того, никаких документальных свидетельств о членстве в ассоциации туроператоры тоже не получили. Для многих участников рынка непонятным остаётся вопрос, как правильно информировать своих клиентов о начале работы фонда «Турпомощь». Ольга Тимохина также отмечает то, что на сайте «Турпомощи» нет раздела для туристов, где было бы дано чёткое разъяснение, в каких случаях путешественники могут обращаться за помощью в ассоциацию. «То, что туристы начали звонить при 20-минутной задержке рейсов, уже указывает на недоработку «Правил оказания экстренной помощи туристам». Уж очень они короткие, а не мешало бы расширить. Иначе «Турпомощь» захлебнётся в жалобах», - полагает эксперт.

Совершенно не понятно, как работать агентствам, которые продают не турпродукт, а отдельные туристские услуги

То, что вопросов в отношении работы новой структуры больше, чем ответов, STI подтвердили и другие участники рынка. «К примеру, не понятно, как будет оказываться помощь, - говорит Татьяна Притоманова, директор турфирмы «Витас-Тур». - За 24 часа человека должны информировать, будет ли ему оказана помощь за границей, но, может быть, она и не будет оказана. Очень много неясного в самом механизме». Согласно новым правилам, турагенты обязаны в письменной форме информировать туристов о членстве операторов в объединении «Турпомощь», о порядке оказания экстренной помощи и о том, что в случае оказания таковой право на страховое возмещение в части понесённых расходов переходит от туриста к объединению туроператоров. Однако, обращает внимание Татьяна Притоманова, совершенно не ясно, как работать агентствам, которые продают не турпродукт, а отдельные туристские услуги. «Сегодня очень много продвинутых туристов, у которых уже есть шенгенская виза, которые сами покупают себе билеты и им нужно забронировать только отель. Фингарантии и «Турпомощь» на таких туристов уже не распространяются. Значит, мы должны как-то заранее предупредить об этом», - отмечает Татьяна Притоманова. По мнению эксперта, нет гарантий, что в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, суд не встанет на сторону клиента. Кстати, стоит отметить, что на семинаре Роспотребнадзора, проведённого в рамках весенней выставки «Турсиб», ответ на данный вопрос получен не был. Ирина Клинова, эксперт отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора, сначала категорично заявила, что такая деятельность не законна, но позднее согласилась, что каждый конкретный договор нужно рассматривать отдельно.

Примечательно, что часть операторов, кажется, даже не пытаются найти ответы на обозначенные вопросы и вступили ассоциацию только потому, что у них не было выбора. «На работе нашей компании создание «Турпомощи» никак не отразилось, мы просто заплатили деньги, которые выдернули из оборота. Вероятно, от этого будет какая-то польза туристам, которые воспользуются услугами недобросовестных операторов, потому что фингарантии не позволяют оперативно решать проблемные ситуации, - рассуждает Светлана Мартемьянова, директор турфирмы «Экзотик Турс». – Теоретически защита клиентов становится выше, если на практике это всё будет работать. Но опять же, есть разные виды туристской деятельности. Есть массовый туризм, есть индивидуальный туризм, как и с фингарантиями, опять никто этого не учитывает и не разделяет».

Определённые сомнения в эффективности нового механизма выражает и Сергей Безденежных, директор Новосибирского Бюро Международного Туризма «Спутник»: «Мы вступили в «Турпомощь», добавили строчку об ассоциации в договоре. Какие-то изменения всегда будут, нам остается только к ним подстраиваться. В какой-то степени клиент становится более защищённым, но 100% зашиты всё равно не будет. Что может случиться завтра, никто не может предугадать. Думаю, есть ещё какие-то риски, которые можно страховать, и так до бесконечности». По мнению собеседника STI, ближайшие пять лет покажут, насколько состоятельна новая структура. Примерно столько же времени, считает эксперт, потребовалось для того, чтобы показать неэффективность механизма фингарантий. По мнению Ларисы Ефремовой, директора турфирмы «Спутница», новые требования к туроператорам не только возводят преграды для малого бизнеса, но и никак не решают проблему: «Мы не планируем вступать в «Турпомощь», у нас нет такой возможности. Мы работали, как операторы, с индивидуальными туристами, у нас нет объёмов, как у крупных операторов, поэтому смысла вступать в объединения нет». Новый механизм, считает эксперт, накладывает дополнительные обязательства на добросовестных участников рынка и развязывает руки компаниям, которые не собираются отвечать за свои поступки: турбизнес за них заплатит.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...