Отраслевые ассоциации выступили против демпинга | sibtourport.ru

Отраслевые ассоциации выступили против демпинга

8
6 минут
Отраслевые ассоциации выступили против демпинга
Большинство участников регионального туристского рынка убеждены, что предстоящий сезон пройдет под знаком преобладания горящих предложений и необоснованных скидок, что является следствием избыточного предложения выездного турпродукта. В целях сохранения рыночных механизмов в туристской отрасли 27 апреля в администрации Новосибирской области была проведена антидемпинговая конференция Регионального Отраслевого Союза Туриндустрии Сибири. Участие в мероприятии приняли члены РОСТа Сибири, Новосибирской Ассоциации Туристических Организаций (НАТО), а также независимые участники рынка – всего более 50 специалистов.

Организаторы конференции попыталась избежать свойственной аналогичным мероприятиям исключительно дискуссионной манеры проведения и, по сути, она стала первой конструктивной попыткой создания правил корпоративного регулирования регионального туристского рынка. Инструментарий такого регулирования был изложен в вынесенном на обсуждение участников конференции Меморандуме РОСТа Сибири. В основу документа были положены принципы добровольного принятия участниками рынка обязательств по ограничению размеров предоставляемых агентских вознаграждений или клиентских скидок (в зависимости от рода деятельности), а также отказу от рекламы скидок и «горящих туров» в СМИ, что, по мнению авторов документа – членов Правления РОСТа Сибири, поможет преодолеть негативные стереотипы, складывающиеся у потребителя в отношении турбизнеса. В свою очередь отраслевым объединениям, разделяющим данные принципы и подходы, предложено контролировать исполнение их членами принятых обязательств, а также координировать свою информационную деятельность, в том числе формировать и пропагандировать в СМИ и при помощи собственных ресурсов «белый список» операторов, принявших условия меморандума.

К плачевной ситуации на рынке, при которой агентский демпинг практически разрушил годами наработанную систему бонусов, направленную на формирование лояльной клиентуры, по мнению основного докладчика, члена Правления РОСТа Сибири Елены Зуевой, привёл целый комплекс объективных и субъективных причин, основной из которых является тотальное доминирование предложения над спросом. В этих условиях скидки стали главным, если не единственным инструментом конкурентной борьбы на рынке. Причем, чем хуже идут дела у агентства, считает Елена Зуева, тем большие скидки оно предлагает и начинает работать по принципу финансовых пирамид, а это уже ставит под угрозу безопасность туристов. Побочным элементом агентского демпинга является формирование в клиентской среде стереотипов об изначально высокой доходности туристского бизнеса, что в свою очередь стимулирует туристов к дальнейшему «выбиванию» скидок.

К абсолютному консенсусу в ходе конференции прийти не удалось. Наиболее активные споры вызвал пункт документа, предлагающий зафиксировать предельный размер скидок и вознаграждений. По мнению председателя правления НАТО Игоря Соловьёва, предоставление туроператором повышенной агентской комиссии или агентом высокой клиентской скидки не нарушает существующее законодательство, поэтому и туристскому сообществу сложно влиять на данные процессы. Более того, по мнению председателя областного комитета внешнеэкономического сотрудничества и туризма Дмитрия Микитченко, скидки являются неотъемлемой частью рыночных отношений, а потому их нельзя отменить или ограничить. В то же время любые действия в данном направлении могут быть расценены как картельный сговор, что подпадает под антимонопольное законодательство. Выход глава отраслевого комитета видит в том, что туристские объединения могут и должны влиять на ситуацию на рынке не путем установления фиксированных скидок, а созданием стандартов обслуживания, которые позволят агентствам разговаривать с туроператорами коллективно, обсуждать условия работы и отстаивать свои интересы.

В свою очередь председатель Правления РОСТа Сибири Наталья Куцевол пояснила, что установление предельных размеров является не попыткой запретить скидки как явление, а имеет целью ограничение творящегося на рынке беспредела, выгодного только не имеющим перспективы турфирмам. Сам же вопрос лимитирования скидок не может подпадать под антимонопольное законодательство, поскольку формированием цен на турпродукты занимаются туроператоры. Призыв к операторам ограничить размеры агентских вознаграждений связан с тем, что большая часть его в итоге предоставляется клиенту, что вызывает новый виток демпинга на рынке. Такую позицию разделяет и выступивший на конференции Туратбек Абдразаков, директор сибирского региона компании «Анекс Тур», считающий, что претензии агентств на эксклюзив связаны с их стремлением получить преференции в ценовой конкуренции.

Немало вопросов вызвало и предложение об отказе от рекламы горящих туров. Внесение этого пункта в Меморандум, как пояснил Виталий Наумов, член Правления РОСТа Сибири, директор Регионального информационно-аналитического центра STI, вызвано в большей степени стремлением пресечь формирование негативных стереотипов о сверхрентабельности туристских продуктов. В то же время дискуссия выявила, что зачастую участниками рынка в понятие «горящий тур» вкладывается разный смысл: от разновидности туристического фастфуда до продаж вполне качественного продукта, оказавшегося по каким-то причинам не реализованным. Так, Игорь Соловьёв считает, что нельзя в жёсткой форме утверждать, что горящий тур плох по определению. Но клиент, ориентирующийся прежде всего на цену, а не на качество турпродукта, должен понимать, что сознательно выбирает зону риска. Именно эта мысль должна быть донесена до сознания потребителя, в том числе посредством СМИ. Однако, по мнению Туратбека Абдразакова, в России в целом и в Сибири в частности можно говорить не о «горящих турах» в классической трактовке этого термина, а о «горящих» самолетах, догружаемых операторским продуктом сомнительного качества. Результатом дискуссии стало изъятие данной новеллы из Меморандума при сохранении рекомендаций общественным организациям сопровождать любые комментарии в СМИ по поводу горящих туров разъяснениями их специфики.

Комментируя предложенный РОСТом Сибири Меморандум, руководитель профильного комитета Новосибирской ТПП Владимир Коуров назвал документ актуальным и своевременным, а также заявил о готовности поддержать инициативу регионального союза. Однако, чтобы всё сказанное не осталось только призывом, считает эксперт, участникам конференции следует прописать конкретные механизмы, направленные на законодательное или корпоративное регулирование рынка, а также формирование общественного мнения.

Практическим результатом конференции, по словам председателя Правления РОСТа Сибири Натальи Куцевол, стало принятие скорректированного Меморандума, который после одобрения всеми членами союза станет обязательным для исполнения внутри отраслевого объединения. Документ носит открытый характер, поэтому следующим шагом будет его рассылка по туристским ассоциациям и участникам регионального туррынка с предложением присоединиться к соглашению. Впрочем, далеко не все разделяют оптимизм РОСТа. Как сообщила корреспонденту STI исполнительный директор НАТО Галина Машукова, члены ассоциации готовы поддержать предложенный документ только по одному пункту: общественность нужно информировать о скидках и «горящих турах», нужно работать со СМИ. В целом же, полагает эксперт, не дело общественной организации заниматься скидками - рынок сам себя отрегулирует. В конце сезона турфирмы, дающие большие скидки, отомрут сами, выстоят нормальные агентства, крепко стоящие на ногах. Впрочем, в РОСТе убеждены в необходимости предпринимать усилия по регулированию рынка, не дожидаясь того момента, когда вместе с демпингующими компаниями пострадают и добросовестне участники рынка, и надеются на то, что их инициатива будет поддержана туристским сообществом.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...