Почему бизнес не терпит дилетантского подхода | sibtourport.ru

Почему бизнес не терпит дилетантского подхода

86
6 минут
Почему бизнес не терпит дилетантского подхода
В Шерегеше существует экзотичное для других мест понятие «чёрный инструктор». Это человек, который где-то учился катанию со склона и теперь предлагает начинающим горнолыжникам свои услуги дешевле стоимости обучения в официальных школах, работающих на Зелёной. В то же время, «чёрные инструкторы» не всегда могут подтвердить свою квалификацию и качество обучения. Мнением о том, какими качествами должен обладать инструктор, кто и зачем обращается в горнолыжные школы, почему турфирмы не умеют зарабатывать на продаже горнолыжных туров, с STI поделилась Римма Николайзен, директор школы «Неваляшка».

Как и многие компании в «Шерегеше», «Неваляшка» начинала работать на базе фирмы «Шория-Тур» в 2001 году, а в 2005 году выделилась в отдельную структуру и стала одной из первых в Кузбассе школ, которая начала предлагать свои услуги туристам.

Наша встреча началась с мини-экскурсии по школе. Сначала идём в прокат. Римма Николайзен с гордостью показывает инвентарь – от начального до экспертного уровня. Здесь есть всё, включая ботинки для самых маленьких горнолыжников. Именно горнолыжников, потому что на борд детей до 12 лет ставить не рекомендуют. А вот кататься на лыжах можно уже с 3-4 лет. В прокате «Неваляшки» есть и такая экзотика как снегоступы. «Будет время, приезжайте, мы вас на такую классную экскурсию сводим, – говорит Римма Николайзен. – Снегоступы – это отличный вариант для тех, кто хочет разнообразить свой отдых или любит активный пешеходный туризм. Снегоступы позволяют ходить по снегу любой глубины. Вы не ограничены в своих маршрутах. Главное взять с собой опытного проводника, чтобы не заблудиться в тайге». По словам собеседницы STI, экскурсии на снегоступах начинаются с подъёма на Мустаг, а за ним уже начинается зона лесотундры с огромными полями и морозной тишиной. Все эти прелести скрыты от глаз тех, кто катается на склоне. Местной достопримечательностью для любителей таких экскурсий является многовековой кедр-трезубец, который, как утверждают, нельзя обхватить и вчетвером. Иногда в Шерегеше на снегоступных маршрутах строят настоящие иглу, в которых можно погреться, выпить горячего чая с шиповником.

Хороший инструктор должен обладать не только харизмой, но и характером, к примеру, для того, чтобы общаться с «очень важными» клиентами

Впрочем, основной темой нашего разговора стали все-таки горные лыжи, к которым мы вернулись уже в кабинете у Риммы Николайзен, после того, как посмотрели номера и детскую игровую комнату «Неваляшки» – в своей работе школа придерживается комплексного подхода.

Инвентарь – вещь, конечно, важная, но, как и в любом деле, – в школе горнолыжного катания главными являются кадры. Своих инструкторов Римма Николайзен называет не иначе, как звездами, а к подбору команды подходит очень тщательно: «У нас есть штатные инструкторы, которые в сезон работают постоянно, а есть инструкторы на выходной день, которые работает в другом месте, а сюда приходят на субботу и воскресенье. В общей сложности у нас задействованы человек 15-17, из них 6-7 работают постоянно. Народ очень разный». Есть инструкторы, которые приезжают из других городов поработать в «высокий сезон». Что интересно, бывших спортсменов среди инструкторов не слишком много. Как считает Римма Николайзен, из хорошего спортсмена бывает сложно вырастить хорошего тренера. Часто у спортсменов внимание слишком акцентировано на себе, не все из них могут донести нужную информацию до обучающихся. «К сожалению, диплом или удостоверение не всегда являются показателем профессионализма, поэтому прежде, чем принять человека на работу, я всегда принимаю у него экзамен, - говорит эксперт. - У нас  специфика такая, зачастую мы ограничены во времени. Например, клиент покупает час занятий и за это время нужно успеть  донести информацию об инфраструктуре и безопасности, объяснить технику катания, постараться научить устойчивому повороту вправо и влево». Но и это ещё не всё. Хороший инструктор должен обладать не только харизмой, но и характером, к примеру, для того, чтобы общаться с «очень важными» клиентами. «Есть у нас и такие. Хотят сразу идти на сложные склоны. Но мы принципиально начинаем обучение на нашем маленьком огороженном склоне. Пока инструктор не увидел, что человек готов, никто никуда не пойдет. В обучении всегда важно сразу определить, кто главный. Вот поэтому мне нужны звезды – твердые, волевые, решительно-настроенные, обаятельные и знающие люди. К инструкторам у меня очень высокие требования», - заверяет Римма Николайзен.

Приходят в школу клиенты с разным уровнем подготовки. Одни начинают заниматься с нуля, другие сначала учатся сами, но со временем понимают, что хотели бы кататься лучше. Как отмечает Римма Николайзен, часто уже катающиеся горнолыжники обращаются в школу, когда видят занятия на склоне и заявляют, что хотят научиться кататься также красиво. Совсем незначительная часть клиентов попадает в школу через турагентства, хотя за продажу пакета на обучение тоже предусмотрено агентское вознаграждение. «Турфирмам это неинтересно. Стоимость услуг инструктора не сопоставима со стоимостью пакета на размещения  в гостинице, и заморочек там меньше, - объясняет Римма Николайзен. - Турфирма может заработать на школе, когда она отправляет группу. У нас были такие турфирмы, которые получали неплохую комиссию. Но таких компаний немного. Как правило, они специализируются на горнолыжных турах, организуют автобусную доставку для своих клиентов».

В нашей стране у некоторых людей столько свободных денег, что они покупают фирмы, а потом их просто хоронят из-за неэффективного управления

В целом туризм, как и спорт, не терпит дилетантского подхода, считает собеседница STI. К любому делу нужно подходить с душой, только тогда будет заметен результат. «Мой очень хороший друг и директор ДЮСШ в Мысках, Николай  Селиванов, умудряется на «пупке» в 400 метров, где абсолютно неинтересный склон, готовить спортсменов, которые защищают честь нашей страны на Кубках Мира и Олимпиаде. Москвичи удивляются: «Откуда в Мысках столько скользящих детей?» А это просто тренер такой, - проводит аналогию Римма Николайзен. – Спорт и туризм находятся где-то рядом. Гора Зелёная имеет параметры кубка Европы, а такого результата у нас нет. Дело в том, что в Европе, прежде чем купить бизнес, его изучают. В нашей стране у некоторых людей столько свободных денег, что они покупают фирмы, а потом их просто хоронят из-за неэффективного управления».

Бывает грустно смотреть, как достаточно большие деньги в Шерегеше, что называется, просто закапывают в землю, хотя при более эффективном их использовании курорт давно мог бы достичь европейского уровня, уверена Римма Николайзен. Одной из значительных потерь для курорта, считает эксперт, стали знаменитые фестивали для ветеранов горнолыжного спорта и любителей, а так же фестивали по сноуборду, которые собирали более сотни участников со всей территории бывшего Союза: «Подготовка соревнований была на уровне чемпионата России и начиналась за полгода до самого мероприятия. Собиралась судейская команда из тренеров, профессиональных хронометристов, работал профессиональный секретарь. Был серьезный призовой фонд.  Получалось очень здорово». Особого экономического эффекта, признает Римма Николайзен, фестиваль не имел, но зато это была мощнейшая реклама «Шерегеша». Осознание того, что это не менее важно к бизнес-сообществу на горе ещё придет, и тогда курорт добьётся новых успехов, уверена собеседница STI.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...