Публичное обсуждение проблем туррынка поможет найти способы их решения? | sibtourport.ru

Публичное обсуждение проблем туррынка поможет найти способы их решения?

6
6 минут
Публичное обсуждение проблем туррынка поможет найти способы их решения?
Региональный отраслевой союз туриндустрии (РОСТ) Сибири возобновил заседания Директорского клуба. Первые встречи, на которые были приглашены руководители региональных представительств туроператорских компаний «Пегас Туристик», «Библио Глобус», «Корал Тревел» и «Анекс Тур», прошли в Новосибирске 21 и 29 апреля. Гости Директорского клуба обсудили актуальные проблемы рынка, в том числе и самые сложные из них.

Как пояснила STI Галина Тимченко, член правления РОСТа, Директорский клуб изначально задумывался как площадка для неформального общения руководителей организаций, входящих в союз, для обсуждения отраслевых вопросов. Со временем актуальность формата снизилась, и в прошлом году заседания Директорского клуба не проводились. Однако на весеннем съезде РОСТа было принято решение о возобновлении его работы. Планируется, что заседания, открытые для всех желающих, будут проходить один раз в месяц. Первые две встречи состоялись с интервалом в одну неделю.

Объёмы и проблемы

Гости Директорского клуба рассказали о своих планах на сезон, ответили на вопросы коллег, а также заверили собравшихся в том, что все анонсированные программы состоятся. Как рассказал Игорь Милютин, генеральный директор «Пегас Новосибирск», отказ Росавиации в выполнении авиакомпанией Nord Wind чартерных рейсов по маршруту Новосибирск - Ларнака и Новосибирск - Санья не станет причиной отмены программ. Если собственная авиакомпания «Пегаса» не получит разрешения на полёты, заявленные рейсы будут выполнены назначенными перевозчиками - «Уральскими авиалиниям» и «Сибирью», или с их согласия.

Специалистов турбизнеса беспокоит избыток предложений по Кипру. В предстоящем сезоне о намерении выполнять полёты на этот средиземноморский остров заявили сразу три перевозчика. Комментируя ситуацию, Игорь Милютин заметил, что рынок растёт и ещё совсем недавно казалось, что девяти рейсов в неделю в Таиланд будет много, тем не менее, направление неплохо загружается. Что касается Кипра, то «Пегас» заявил небольшую программу из 13 рейсов, поэтому, учитывая потенциал соседних регионов, руководитель новосибирского представительства уверен в её успешной реализации. Кристина Крячко, руководитель представительства «Библио Глобус», имеющего блоки на кипрских рейсах «Трансаэро» и «Уральских авиалиний», также отметила, что все программы будут выполняться в разные дни и с разным наземным обслуживанием, что, по её мнению, позволит туристу выбрать оптимальный вариант отдыха.

«Мы сильно выросли, ежегодно объёмы увеличиваются на 100%. Поэтому проблемы возникают, но будем наводить порядок»

Игорю Милютину был адресован и ряд «неудобных» вопросов по поводу проблемного сервиса на воздушных судах Nord Wind и давления со стороны принимающих компаний, которые, к примеру, в Китае запрещают туристам покупать экскурсии у сторонних организаций. Руководитель «Пегас Новосибирск» не стал отрицать, что проблемы действительно существуют, но отметил, что компания работает над их устранением. «Мы сильно выросли, ежегодно объёмы увеличиваются на 100%. Поэтому проблемы возникают, но будем наводить порядок», - заверил участников Директорского клуба Игорь Милютин. Он также добавил, что нарекания на лётный персонал тоже не останутся без внимания: «В прошлом году были проблемы с задержками рейсов, сейчас этот вопрос фактически решён. Будем и в этой области наводить порядок». Что касается питания, то оно, по словам Игоря Милютина, на безальтернативной основе заказывается авиакомпанией в аэропорту «Толмачёво», поэтому на его качество туроператор повлиять не может. Впрочем, содействие в разрешении этой проблемы может оказать туристская общественность, в том числе и РОСТ.

Вопросы демпинга

Агентства заявляют, что сами изменить ситуацию со скидками не в силах, и взывают к помощи операторов. Но те лишь разводят руками: формально они не имеют права вмешиваться в экономическую деятельность турагентов

Наиболее животрепещущим вопросом, обсуждавшимся на апрельских заседаниях Директорского клуба РОСТа, стала проблема агентского демпинга и поисков путей борьбы с ним. Бесконтрольное предоставление скидок туристам, которые доходят до десяти и более процентов, по мнению специалистов, дестабилизирует рынок: агентства не зарабатывают, туристы привыкают к дешёвому продукту. В условиях существующей нормативно-правовой базы универсального решения проблемы нет. Агентства заявляют, что сами изменить ситуацию не в силах, и взывают к помощи операторов. Но те лишь разводят руками: формально они не имеют права вмешиваться в экономическую деятельность турагентов.

По словам Туратбека Абдразакова, генерального директора «Анекс Туризм Новосибирск», туроператору было бы выгоднее, если бы агентства тратили комиссию на себя или рекламу туров, а не раздавали эти деньги клиентам, которые, получив скидку 10%, в следующий раз приходят уже к оператору и требуют ещё больший дисконт. Игорь Милютин напомнил про хартию, которая была принята в прошлом году рядом туроператоров в поддержку агентского бизнеса, однако эта мера не оправдала надежд.

Отдельные операторы всё же не оставляют попыток контролировать поведение своих агентов. В качестве примера был приведён опыт компании «Натали Турс», которая расторгает договоры с демпингующими турфирмами. Впрочем, вопрос Туратбека Абдразакова о том, какое количество агентов отключила за демпинг «Натали Турс», остался без ответа. Апелляция операторов к сознательности агентств также является лишь пожеланием, ведь чтобы начать игру на понижение и тем самым порушить рынок, достаточно усилий всего нескольких агентств. А договориться о предельном размере клиентских скидок, как предложил руководитель «Анекс Туризм Новосибирск», всем участникам рынка практически невозможно.

Без помощи операторов у региональных ассоциаций остается только одно средство – работа по информированию всех участников рынка. Однако и этот путь может быть чреват неприятными последствиями, о чём свидетельствует опыт томских коллег. Как рассказала STI Ольга Севостьянова, руководитель Некоммерческого партнёрства томских туристических организаций, в регионе была предпринята попытка ограничить демпинг агентств, после чего ряд местных компаний подали жалобу в антимонопольный комитет, обвинив ассоциацию в ценовом сговоре. На прошлой неделе дело было закрыто за отсутствием состава преступления, однако решить проблему скидок в Томске так и не удалось.

Новые вызовы

Ещё один вопрос, который после первых заседаний Директорского клуба также остался отрытым, касается взаимодействия операторов с электронными площадками бронирования. За счёт объемов такие компании получают от операторов повышенную комиссию на туры, которые передают агентствам. Даже начинающая компания, работая с банком бронирования, а не напрямую с оператором, сразу получает повышенную комиссию, которую агентство, работающее непосредственно с оператором, должно ещё заработать. С одной стороны, такое положение позволяет новичкам включаться в борьбу за туриста, предоставляя ему неоправданно высокие скидки и тем самым подрывая конкурентоспособность других участников рынка. С другой стороны, компания, которая, по сути, является всего лишь посредником между туроператором и агентом, аккумулирует достаточно большие суммы и её исчезновение может иметь весьма неприятные последствия как для туристов, так и для агентского бизнеса и репутации самих операторов.

Представители туроператорских компаний заявили, что работу электронных площадок бронирования они не поддерживают, но сомнения в том, что в ближайшей перспективе проблема будет решена, у участников встречи остались. Руководители региональных представительств «Пегаса» и «Корала» заявили о том, что разделяют озабоченность участников Директорского клуба по данному вопросу и готовы сотрудничать с РОСТом в ограничении деятельности агентов, без ведома операторов создающих субагентскую сеть. В свою очередь, Туратбек Абдразаков заявил, что «Анекс» никого не наделяет статусом субагента, но вникать  деятельность агентов не будет, потому что «не может рубить сук, на котором сидит», то есть бороться с компанией, которая дает оператору объём.

Фото: cofeavtomat.ucoz.ru

Читайте новости STI на нашем канале на Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на аккаунты в Facebook и ВКонтакте


  • Комментарии
Загрузка комментариев...