
В городскую Думу Владивостока передан проект стратегии развития туристского потенциала столицы Приморского края. Авторы документа, эксперты Тихоокеанского туристического союза (ТТС), впервые попытались свести в единый документ проблемы развития сферы гостеприимства краевого центра, выделив их из комплекса региональных вопросов.
В начале февраля при главе администрации Владивостока по инициативе ТТС была создана рабочая группа по разработке стратегии развития Владивостока, как туристического направления. В её состав вошли эксперты, представляющие отельный, ресторанный и туристический бизнес, транспорт и подготовку кадров, общественники и маркетологи. В структуре рабочей группы были созданы комитеты для работы по направлениям, объединявшие по 4-5 специалистов. «В результате трёхмесячной работы появился аналитический блок. На уровне города это первая попытка консолидировать усилия и возможности, проанализировать имеющиеся ресурсы, включая туристическую инфраструктуру, городское хозяйство, транспорт, благоустройство, - уточняет Кирилл Потапенко, глава ТТС с момента его образования. - Раньше это всё существовало только в краевом разрезе».
«К августу в Думе Владивостока необходимо провести общественные слушания, принять соответствующие поправки и замечания. Существует база, с которой можно начинать. Но необходимо иметь общественное мнение, подтверждающее, что заявленная программа должна работать. В октябре начнётся работа над бюджетом города, и вариант стратегии должен быть конкретным, окончательным»
В рамках стратегии в качестве ориентира сформирован образ Владивостока-2025. Анкетированием были определены 10 приоритетных направлений городского туризма: деловой (конгрессно-выставочный), культурно-познавательный, морской (водные экскурсии, прогулки, развлечения), гастрономический, круизный, событийный, детский, пляжный, образовательный и оздоровительный. «По каждому направлению составлен рейтинг наиболее актуальных и перспективных турпродуктов. Проанализировали существующие, которые надо улучшать, и новые, которые надо создавать, - продолжает Кирилл Потапенко. - В целом ситуация такая, что надо заниматься всем и сразу, но это не реально. Поэтому к первичным проблемам отнесли создание комфортной городской среды: организация городского пространства в пределах центра города, благоустройство, наведение элементарного санитарного порядка, видовые площадки, модернизация общественного транспорта, восстановление системы прибрежных морских перевозок».
Озабоченность экспертов вызывает нерешённость транспортных проблем в аспекте работы с туристами из центральных регионов России. «В части транспорта проблемы очевидны, и город на них никак не повлияет. Мэрия не может управлять тарифной политикой авиаперевозчиков и железнодорожников, - резюмирует Татьяна Солодовникова, директор «Приморского агентства авиационных компаний», курирующая в рабочей группе транспортное направление. - Когда летом стоимость билета до Москвы и обратно 80 тысяч, какой здравомыслящий турист, особенно из западных регионов, у которого есть альтернатива: Сочи, Крым, Краснодарский край и даже Турция, сюда поедет?»
Не лучше ситуация обстоит и с жителями дальневосточных регионов. «Наши соседи из Амурской области, хабаровчане могут воспользоваться субсидированными перевозками, но такие билеты быстро заканчиваются, - отмечает эксперт. - Да и не все (туристы – STI) студенты и пенсионеры. Едет много активного населения в возрасте от 25 до 50, и этих отдыхающих гораздо больше».
Отдельное внимание в стратегии уделено коллективным средствам размещения. На сегодня в городе зарегистрировано 418 КСР, включая 74 отеля, из которых 9 прошли классификацию. Общий уровень сервисной культуры на предприятиях индустрии гостеприимства, по мнению экспертов, довольно низкий, а стандарты сервиса реализованы далеко не во всех средствах размещения. Городу необходимо нарастить число отелей категории 3-4*, где и останавливается основной поток гостей.
К положительным трендам документ относит развитие малых форм КСР. «Только за последние пару лет число хостелов во Владивостоке увеличилось в два раза, - констатирует Виктория Колитенко, директор гостиничного комплекса «Экватор», глава дальневосточного филиала Российской гостиничной ассоциации. - Но по-прежнему существует сезонность в загрузке КСР, пик которой приходится на июль-сентябрь». По мнению собеседницы STI, повлиять на ситуацию способно формирование актуального календаря событийных мероприятий. «У города, как у туристского центра, должны быть маркетинговая стратегия и туристический бренд. Отельный бизнес также заинтересован в продвижении туристского потенциала Владивостока на мировом и внутренних рынках, но пока у нас с этим слабо», - сожалеет эксперт.
Сегодня и городские, и региональные власти активно продвигают Владивосток, как круизную дестинацию. В выигрыше от её развития в первую очередь находится краевой центр, поскольку абсолютное большинство круизных туристов фактически ограничиваются посещением Владивостока. «В ходе работы постарались вычленить те направления, которые относятся к полномочиям муниципалитета, - сообщил STI Валерий Нагорный, генеральный директор «Владивостокского морского терминала». - Это вопросы инфраструктуры, благоустройства, облагораживания видовых площадок, пешеходных зон, выстраивания отношений с ГИБДД, чтобы те не «гоняли» автобусы с туристами. Существует надежда, что благодаря заинтересованности мэрии какие-то моменты будут решаться быстрее. Например, вопросы дноуглубления. На сегодня это сдерживающий фактор для приёма круизных судов-гигантов. При этом не стоит забывать, что работу надо строить так, чтобы и туристам было удобно и горожанам комфортно».
Тем временем представители городской общественности пеняют на то, что в документе не учтён целый пласт вопросов, связанных с сохранением и развитием историко-культурной среды Владивостока. «Сегодня во Владивостоке иностранцы часто берут в долгосрочную аренду земельные участки, здания. Несмотря на представленный большой объём информации, я не увидела, будет ли учтено их присутствие в облике Владивостока, - поделилась размышлениями во время обсуждения проекта стратегии на Тихоокеанском туристическом форуме, прошедшем в мае во Владивостоке, дизайнер Людмила Губарева. - Например, та же Миллионка, где часть зданий, которые хотелось бы сохранить, взяты в аренду гражданами Китая, которых больше заботит собственная прибыль, чем наши проблемы. Не увидела в представленной презентации межотраслевого взаимодействия, не видно экологической составляющей. Нет в стратегии главного – самих горожан, их участия, а ведь у нас существует не только бизнес, но и общественные организации, творческие группы, волонтёры, кто готов своими идеями, руками вкладываться в развитие города».
Тем не менее, городские власти серьёзно относятся к результатам проделанной работы. «То, над чем работала группа последние месяцы, поможет созданию программы по развитию туризма во Владивостоке, - полагает Алексей Кушнир, начальник управления международных отношений и туризма мэрии Владивостока. - Получился паритетный диалог бизнеса, общества и власти. Полученные результаты могут быть использованы в долгосрочной программе». «К августу в Думе Владивостока необходимо провести общественные слушания, принять соответствующие поправки и замечания. Существует база, с которой можно начинать. Но необходимо иметь общественное мнение, подтверждающее, что заявленная программа должна работать. В октябре начнётся работа над бюджетом города, и вариант стратегии должен быть конкретным, окончательным», - резюмировал Андрей Брик, председатель Думы города Владивостока. Есть надежда, что ко Дню города (2 июля - STI) владивостокцы увидят окончательный вариант стратегии, что позволит провести общественные слушания.
Фото: STI
Читайте новости STI на нашем канале на Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на аккаунты в Facebook и ВКонтакте