
6 июля Госдума в первом чтении приняла законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». Одобренные поправки касаются различных аспектов функционирования отрасли, однако одна из них, предлагающая ввести единственную форму работы турагента - от имени и по поручению оператора, - может стать для рынка судьбоносной. Часть опрошенных STI экспертов уверены, что поправка поможет решить острые проблемы рынка. Но согласны с этим не все – ряд специалистов считают, что предлагаемые изменения усугубят положение в отрасли.
«Опускаются руки»
Попытки отыскать действенный способ борьбы с необоснованными скидками, непрофессионализмом ряда агентов уже не раз предпринимались региональным турсообществом, в том числе и на уровне профессиональных объединений. Тем временем, в отсутствие контроля на входе в отрасль, региональные рынки продолжают расти. В частности, STI писал, что за последние месяцы только в Кемеровской области количество турагентств выросло почти вдвое. Игроки местного рынка констатируют, что работать в таких условиях становится всё тяжелее. Эти проблемы актуальны и для других сибирских городов.
По оценке Ирины Слесаревой, президента Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ), директора турфирмы «Арго», каждую весну в Барнауле агентский рынок прирастает не менее, чем на 20%. «У нас нет органа, который бы вёл эту статистику, - сожалеет специалист. – В реестре на сайте администрации значатся 163 агентства, но часть из них, по моей информации, уже не функционируют, при этом в списке нет кого-то из тех, кто работает. Думаю, что сегодня на рынке около 180 агентств, хотя год-два назад их было около 120. Судя по вывескам, новые фирмы продолжают открываться. «Погоды» они не делают, однако формируют на рынке нездоровую атмосферу, давая клиентам необоснованные скидки. При этом осенью процентов 10 из вновь открывшихся агентств закрываются». Яна Гришенкова, исполнительный директор Сибирской байкальской ассоциации туризма (СБАТ), подтверждает, что и для иркутского рынка обсуждаемая проблема актуальна. «Турагентств в последнее время стало гораздо больше, и не все из них работают профессионально - часть откровенно демпингует, - рассказала специалист. – Отсутствие должного опыта снижает качество услуг, часто в таких агентствах менеджерами работают люди, никогда не бывавшие в странах, которые они продают».
«Это характеристика момента: очень много турфирм, которые продают места на массовых направлениях, но совершенно не умеют консультировать туристов»
Тот факт, что в сложившихся условиях страдают не только турагенты, но и туристы, подтверждают другие эксперты. Наталья Куцевол, председатель правления РОСТа Сибири, директор новосибирской турфирмы «Африка», указывает на новую тенденцию. «В последние время к нам приходят измученные люди, - рассказала она STI. - При имеющемся разнообразии цен и направлений они не могут сделать выбор. Они ходят по агентствам, и там им ничего вразумительного рассказать не могут. При этом речь не идёт о горящем туре и минимальной цене, люди хотят разобраться в направлении. К примеру, им нужно куда-то поехать с маленьким ребёнком, понять и сравнить – где лучше. И тут они сталкиваются с трудностями, которые как раз отражают наш сегодняшний сервис. Это ведь тоже характеристика момента: очень много турфирм, которые продают места на массовых направлениях, но совершенно не умеют консультировать туристов, не способны дать информацию о месте предполагаемого отдыха».
Руководитель РОСТа Сибири прогнозирует дальнейший рост агентского рынка в регионе. «Это будет происходить, пока не будет каких-то изменений на законодательном уровне», - полагает эксперт.
Туристской общественностью на местах неоднократно предпринимались попытки повлиять на ситуацию. В Томске такой шаг не увенчался успехом, а в Иркутске, по словам Яны Гришенковой, после общего собрания СБАТ с представителями крупных операторов демпингующим агентствам была снижена агентская комиссия. «К тому, что на рынок приходят непрофессионалы, привела отмена лицензий и отсутствие всякого регулирования», - солидарна эксперт. В какой-то мере такому росту числа агентств способствует приход на рынок крупных операторов, заинтересованных в увеличении объёмов продаж.
Разные взгляды
О том, что предложение, касающееся работы от имени оператора, – слабое место законопроекта, в туристской среде говорили ещё до принятия поправок в первом чтении. Этот вопрос обсуждался в конце июня на заседании комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности. Тогда Георгий Мохов, председатель правовой комиссии РСТ, счёл, что возникший после отмены лицензирования на агентском рынке хаос нужно ликвидировать иными способами. «Цели, заявляемые в законопроекте относительно работы «от имени и по поручению», достигнуты не будут. Причина в том, что значительная часть представителей розницы юридически не является турагентами, – цитировала его слова служба «Банко». – В ряде договоров туроператоров с агентами операторы именуются турагентами, а те – заказчиками». Представители агентской розницы указывали на возможные негативные последствия: поправка, по мнению ряда экспертов, может привести к монополизации рынка и к вытеснению с него мелких игроков. «У туроператоров повысятся требования к агентствам, появится избирательность при заключении новых договоров, - рассказывал ранее STI Александр Смирнов, член правления АРАТ, директор барнаульской компании «Плот». - Шансы вновь появившихся на рынке агентств заключить договоры будут минимальны».
Впрочем, у регионалов была возможность повлиять на процесс. В частности, ещё до принятия поправок в первом чтении они могли прислать свои предложения и замечания по законопроекту в исполнительную дирекцию РСТ. Однако этой возможностью практически никто не воспользовался. При этом часть опрошенных STI экспертов уверена, что обсуждаемая поправка не способна решить проблемы, а более действенным инструментом регулирования туррынка было бы восстановление в этой сфере институтов сертификации и лицензирования. «Мы категорически против поправки, так как считаем, что предложенная форма регулирования рынка ничего не исправит, - сообщила корреспонденту STI Ольга Севостьянова, руководитель Некоммерческого партнёрства томских туристических организаций, директор турфирмы «АэроТур-Томск». - Кто-нибудь вообще понимает, каким образом это всё будет выглядеть? Как оператор будет выяснять, какое агентство в регионе надёжное, а какое нет? Я думаю, что проблему можно решить только введением лицензирования». Солидарна с этим мнением Елена Кольчурина, директор новосибирской туроператорской компании «Космополит». «Должна быть аттестация агентств, сертификация безопасности продукта, - полагает эксперт. - Думаю, что предлагаемые поправки не решат проблем. Закон в новой редакции просто переложит ответственность на оператора, чтобы он отслеживал работу своих точек реализации. А повлиять на это мы можем только с помощью обычного гражданского кодекса, поэтому, по большому счёту, оператор окажется заложником недоработки этого закона».
«У туроператоров не существует прямой экономической заинтересованности в отсутствии скидок. Им важно продать места, поэтому этот вопрос останется проблемой турагентств».
Другие эксперты, напротив, считают, что поправка способна решить актуальные проблемы рынка, в частности – вопрос его бесконтрольного роста. «Будет отсечено много начинающих, неопытных, демпингующих турагентств, - считает Александр Смирнов. - Туроператоры будут заключать договоры только с проверенными, профессиональными агентствами. Сейчас, к примеру, рынок Барнаула чрезмерно раздут. Его потребности реально способны удовлетворить 50-70 агентств, а их сейчас более 150». Это мнение разделяет Игорь Соловьев, председатель правления Новосибирской ассоциации туристических организаций, директор турфирмы «Центральное бюро путешествий». «Проблему роста турагентств поправка решить способна, поскольку операторам придётся гораздо жёстче подходить к выбору своих партнёров. Здравый смысл и логика подсказывают, что скорее всего это будет сделано через систему депозитов. Это естественным образом отсечёт «конторки», которые появляются, чтобы попытаться что-то заработать. А вот скидки, увы. Дело в том, что у туроператоров не существует прямой экономической заинтересованности в их отсутствии. Им важно продать места, поэтому этот вопрос останется проблемой турагентств. Среди операторов, кроме «Натали Турс», я не вижу тех, кто бы активно и последовательно боролся со скидками не на словах, а на деле». Юрий Чуйков, член правления РОСТ Сибири, генеральный директор группы компаний «Гларус», также считает, что поправки неизбежно приведут к появлению систем депозитов. Однако эксперт видит в этом обратную сторону медали – операторы будут вынуждены тщательно выбирать партнёров, что усугубит положение на рынке. «Порядка, может быть, будет больше, но произойдет монополизация агентского сектора и вырастут цены на путёвки, - считает Юрий Чуйков. - Эти поправки, вероятно, пролоббированы сильными структурами, они ускорят процесс монополизации на туристском рынке».
«Каждый бизнес должен отвечать сам за себя и уметь договариваться»
Предложения РОСТа Сибири по законопроекту были переданы в РСТ. «В целом мы поддержали пункт, в котором агентствам предлагается действовать от имени и по поручению операторов, - рассказала Натальи Куцевол. – Но добавили, что было бы хорошо, если бы агентства проходили сертификацию. Агентский труд – это всё-таки род профессиональной деятельности по продаже сформированного туроператором продукта, соответственно и работа агентства по поручению оператора - это достаточно правильный подход». При этом выбор партнёров, подчеркивает эксперт, «производители» должны делать по объективным критериям.
«Сегодня операторы заявляют, что не могут никому отказать, им всё равно, кому давать повышенную комиссию, лишь бы были объёмы. Агентства возмущаются, что операторы заключают договоры с новыми игроками, не предъявляя к ним никаких требований. Количество негативных эмоций по отношению друг к другу растёт, но правы и те, и другие, - объясняет Наталья Куцевол. - Остановить это могут только какие-то объективные требования. Один из вариантов – сертификация услуг. Для её прохождения должны быть разработаны некие стандарты, тот минимум, которому должны отвечать директора, персонал, приходящий в этот бизнес. И сертификация – это всё-таки не совсем государственное регулирование. Каждый бизнес должен отвечать сам за себя и уметь договариваться». Юрий Чуйков считает, что сертификация или лицензирование могли бы решить проблемы, но лишь частично, так как подобные процедуры у нас в стране часто проводятся формально, а многие находят обходные пути. «Примеры решения проблемы есть, - уверен эксперт. - В Москве, где работает две-три тысячи агентств, уже навели порядок без законодательных поправок. Члены АТОР запретили давать скидки агентствам. В регионах у директоров филиалов другие задачи – загружать блоки любой ценой. Поэтому обсуждать вопрос нужно с руководителями московских офисов. Часто они не знают, что происходит в регионах, у них есть лишь сводки о загрузке, о рентабельности, но не о том, как это делается. Я пока не вижу, как эта проблема может быть решена на законодательном уровне».
Тем временем, после трагедии с круизным теплоходом «Булгария» на несовершенство законодательства в сфере туризма обратило внимание и высшее руководство страны. Эксперты туррынка предполагают, что внимание власти может привести к возвращению лицензирования туристской деятельности. До второго чтения, по мнению экспертов, проект, скорее всего, дойдёт только к осени 2011 года, а до этого момента есть возможность откорректировать его содержание. Так, в РОСТе Сибири вопросы усовершенствования законодательной базы обсуждались на одном из последних собраний правления ассоциации, этой теме будет посвящено ближайшее заседание «Директорского клуба». Региональные эксперты, какую бы сторону по отношению к обсуждаемым поправкам они не занимали, в целом солидарны, что вопросы к проекту закона имеются, и, возможно, кто-то из них к осени сформулирует свои предложения и донесёт их до законодателей.