РОСТ Сибири организовал ликбез по правовым вопросам | sibtourport.ru

РОСТ Сибири организовал ликбез по правовым вопросам

18
4 минуты
РОСТ Сибири организовал ликбез по правовым вопросам
Причиной возникновения большинства судебных дел между туристами и турагентствами являются профессиональный терроризм первых и непрофессиональная работа последних, считает юрист Андрей Ветошкин. В ходе семинара-консультации по вопросам претензионной практики, организованного 8 декабря в Новосибирске Региональным отраслевым союзом туриндустрии (РОСТ) Сибири, специалист рассказал о наиболее распространенных случаях возникновения претензий со стороны туристов к работе турфирм.

Работу по сбору и анализу претензионной практики Союз начал ещё в прошлом году, пояснила STI председатель правления РОСТа Сибири Наталья Куцевол. Год назад информация была обобщена и разослана агентствам по электронной почте, в этом году было решено организовать встречу, на которой представители турфирм смогли получить компетентные ответы на возникающие в работе вопросы непосредственно от практикующего юриста. Мероприятие посетили около 30 специалистов новосибирских туркомпаний. При этом агентствам было предложено отправлять свои вопросы на адрес организаторов мероприятия заранее, но, как посетовала Наталья Куцевол, представители турбизнеса не проявили активности. Тем не менее, семинар прошёл живо, а полученные на нём знания агентства смогут применять в своей работе с тем, чтобы обезопасить себя на практике, считает руководитель Союза.

Акцент в своём выступлении Андрей Ветошкин сделал на анализе собственной практики по защите интересов туркомпаний. Среди основных причин возникновения проблем у турфирм юрист назвал неполное информирование туристов об условиях поездки или информирование в устной форме, не подтвержденное документально. В частности, подчеркнул эксперт, туристам необходимо в печатном виде выдавать набор памяток о правилах прохождения таможенного и пограничного контроля, провозе багажа, правилах нахождения в стране выезда и других существенных условиях совершения путешествия. Причем факт получения памяток туристом должен быть зафиксирован. Только так агентство может защитить себя от возможных претензий туриста в суде.

По мнению Андрея Ветошкина, турбизнес не всегда готов к формализации отношений с клиентами, часто сотрудники турфирм высказывают опасения, что такая форма работы может отпугнуть часть туристов. Однако эксперт заверил, что ни одна из компаний, начавшая работать по такому принципу, не имела проблем в суде. Туристы, как правило, нормально воспринимают необходимость проставления подписи за предоставленную информацию, а небольшой процент отказов можно рассматривать как предварительный отсев потенциальных профессиональных террористов.

Андрей Ветошкин также посоветовал максимально полно прописывать в договоре условия проживания туристов. Например, если отель имеет несколько корпусов, указывать звёздность того корпуса, в котором будут жить туристы. Если расселение производит сам отель, в договоре необходимо прописывать все «скользкие» моменты, например, такие как удалённость средства размещения. Также в документах лучше избегать аббревиатур, распространенных в профессиональном сленге, таких как HВ, ВВ. В случае судебных разбирательств будет сложно доказать, что туристы были проинформированы о типе питания в отеле в достаточном объёме.

Другой частой причиной возникновения разногласий с туристами является ведение дел с неуполномоченными лицами. В качестве иллюстрации Андрей Ветошкин привёл в пример случай с семейной парой, которая забронировала и частично оплатила дорогой тур. Договор с агентством подписал глава семейства. Через неделю жена клиента попросила аннулировать тур, что и было сделано сотрудниками турагентства. А через некоторое время в офисе компании появился её супруг, который хотел внести остаток средств за путевку. Мораль: совершать все действия по договору можно только с тем, кто его подписал, либо с доверенным лицом, и только в письменном виде. Договор ни в коем случае не должен расторгаться по телефону, заявление об аннуляции тура не может быть подписано шофёром, секретарём клиента, как это часто случается, если они не являются его доверенными лицами.

Распространённой ошибкой является то, что турагентства начинают бронировать тур до заключения договора и внесения предоплаты. Если в такой ситуации клиент передумает совершать поездку и потребует вернуть деньги, все затраты по бронированию тура и штрафные санкции за его аннуляцию будет нести само агентство.

Участников семинара, помимо прочих рабочих моментов, волновал вопрос о том, как защитить себя в том случае, если туриста не выпускают за границу судебные приставы из-за долгов. Как пояснил Андрей Ветошкин, некоторые памятки, в том числе о правилах выезда за границу, туристу нужно вручать до заключения договора и опять же подтверждать это подписью клиента. Если турист был предупреждён о том, что при выезде за границу он должен погасить все долги, но не сделал этого, ответственность за его несостоявшийся тур турагентство уже не несет.

В ходе семинара практически не обсуждались вопросы, связанные с неисполнением «Капитал Туром» обязательств перед агентствами и туристами. По мнению Натальи Куцевол, ситуация уже не нуждается комментариях, а каждый случай требует индивидуального рассмотрения. Андрей Ветошкин также подтвердил, что на сегодняшний момент можно говорить только о фактах, а они таковы: компания не объявила себя банкротом, за страховыми выплатами могут обращаться только те туристы, дата начала тура у которых уже наступила, то есть возник факт невыполнения туроператором своих обязательств. Все разговоры о дальнейшей судьбе компании и о том, что будет с туристами, купившими путёвки у «Капитал Тура» и ожидающими вылета, сегодня можно рассматривать лишь как гадание на кофейной гуще, считает юрист.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...