Рынок туристических сувениров региона наполовину захвачен поставщиками из Поднебесной | sibtourport.ru

Рынок туристических сувениров региона наполовину захвачен поставщиками из Поднебесной

2
6 минут
Рынок туристических сувениров региона наполовину захвачен поставщиками из Поднебесной
Туристам, посещающим Алтайский край и Республику Алтай, непросто увезти домой что-то действительно алтайское из этих регионов, даже, несмотря на то, что сувенирный рынок за 20 лет существования вырос в разы. По свидетельству экспертов турбизнеса, без совета знающего человека велика вероятность, что турист приобретёт не местную вещицу, а китайскую подделку. Именно за счёт последних и происходит рост рынка сувениров в регионе, а аутентичных товаров от алтайских мастеров становится всё меньше.

Топ алтайских сувениров от Натальи Гордеевой, директора турфирмы «Алтайтурист», включает мёд, пантовую продукцию, травяной чай, изделия из кедра, и, в зависимости от сезона, кедровые шишки. По свидетельству опрошенных STI продавцов, в этих группах товаров у туриста действительно гораздо меньше шансов наткнуться на подделку или некачественный продукт, чем в широком ассортименте несъедобного ширпотреба. «К тому же сегодня туристы отходят от покупки того, что потом только захламляет квартиру. Берут то, от чего получат ощутимую пользу», - добавляет собеседница STI.

Больше шансов купить качественный деревянный (и не только) сувенир от конкретного местного мастера: вещь ручной работы будет стоить дороже, но будет не только от алтайского ремесленника, но и из алтайского материала

Алтайские чаи почти в 100% случаев — подлинные. Местным подделывать их нет нужды — трав в избытке, а у китайцев нет аналогичного сырья, чтобы этим заниматься. С мёдом сложнее: фальсификата хватает, и проверки Роспотребнадзора, по словам Натальи Гордеевой, редко помогают. Под видом алтайского продают и «чужестранный» продукт с Дальнего Востока, и вообще не мёд. «Часто бывает так, что на баночке алтайского мёда в качестве места производства обозначен совсем другой регион. У покупателей это вызывает как минимум недоумение», - подтверждает Юрий Богуславский, директор кооператива «Алтай — медовый край». Но тут всегда можно запросить документы на продукт и по возможности избегать покупки в формате уличной торговли.

Изделия из алтайского кедра также из тех, которые редко подделывают, но среди них уже появились более дешёвые заменители из прессованного дерева. «Китайцы покупают наш кедр на Дальнем Востоке, перерабатывают, смешивая со всякими смолами, и изделия из этого продают в России», - рассказывает Ирина Прожикина, которая более 20 лет продаёт сувениры в Республике Алтай. Больше шансов купить качественный деревянный (и не только) сувенир от конкретного местного мастера: вещь ручной работы будет стоить дороже, но будет не только от алтайского ремесленника, но и из алтайского материала. Нередко такие мастера сотрудничают с турагентами - те специально включают посещение их мастерских в туристические маршруты. Продукция от мастеров продаётся и наряду с ширпотребом на рынках и в магазинчиках, но там она, скорее всего, будет дороже. Как рассказал STI резчик по дереву с 25-летним стажем Владимир Мирошниченко, раньше на его изделия в рознице делали наценку 20%, теперь — 100% и более. Однако они все равно пользуются спросом из-за своей аутентичности. «На рынке большая часть сегодня - ширпотреб. Но китайская продукция мне не мешает: это совсем другая ниша», - отмечает мастер.

Сувенирный рынок в целом развивался пропорционально росту турпотока на Алтае, и стартовал он в районе источника Оржан-Суу в республике более 20 лет назад: уже тогда работали турбазы «Катунь» и «Золотое озеро», которые обеспечивали первым лавкам покупателей. По воспоминаниям Ирины Прожикиной, потом островки сувенирных ларьков возникли на Манжероке, Чемальской ГЭС, лет 10 назад на озере Ая в Алтайском крае, и только пару лет назад вместе с туристами дошли до более дальних мест — Семинского перевала и перевала Чике-Таман. По мере того, как туристический поток становился массовым, местным сувенирным рынком всё больше интересовались китайцы.

По мере того, как туристический поток становился массовым, местным сувенирным рынком всё больше интересовались китайцы

Особенно много их подделок в ассортименте украшений, которые нередко презентуют как сделанные из «натуральных поделочных камней». «На рынках продаётся всё вперемешку: настоящее и подделка. Есть камни синтетические, есть искусственно выращенные, - рассказывает Наталья Куранакова, мастер-камнерез из Горно-Алтайска. - Алтайскую яшму никто не подделывает, так что увидите её — не сомневайтесь, она настоящая (её много, и она дешевая). Чаще всего подделывают бирюзу, потому что она пользуется спросом, а также коралл, лунный камень, авантюрин. Вместо них продают пластик, стекло и другие материалы». Также любопытен нюанс: если вещь не китайская и из натуральных материалов, то она все же не обязательно алтайская. Например, ассортимент тех же камней на Алтае очень ограничен, в основном они привозные. Берестяные изделия везут на Алтай из Томска (там качественнее сырьё), можжевеловые предметы — из Крыма, шерстяные — из Монголии. Однако мало какой турист этим в принципе интересуется и после, дома, показывает эти вещи как алтайские сувениры. По словам Татьяны Албински, директора турфирмы «Бархатный сезон», её клиенты никогда не задают вопросов на эту тему заранее и ориентируются по покупкам сами, на ходу.

Как рассказала STI владелица сувенирного магазина в Белокурихе, пожелавшая остаться анонимной, вещи на прилавках так или иначе везде схожи и соответствуют тому, что ищет турист на Алтае. Массовый спрос у него не меняется и мало отличается от запросов туристов в других сибирских регионах. Все они хотели и хотят покупать нечто с этническими мотивами, напоминающими о тюркской культуре первых поселенцев Сибири. Также популярно всё с приставкой «эко» и оздоровительная продукция — особенно у приезжих из столиц. Но всё это в основном хотят купить в недорогом ценовом сегменте.

Кризис ещё больше стимулирует торговцев сувенирами к работе с дешёвыми товарами - на них делают упор и вновь возникающие сувенирные лавки, и небольшие производства. Среди последних на подъёме предприятия по лазерной резьбе по дереву. Такие за последние пять лет появились на Алтае во множестве, а их продукция наводнила прилавки во всех популярных у туристов районах. «Авторские вещи из кедра у меня стали продаваться хуже, - замечает при этом Ирина Прожикина. - Дорогой товар (от 5 до20 тысяч рублей, например, скульптура или какой-то предмет из меха) берут намного реже. Выручка упала в два раза. Также береста и подставки из можжевельника в последние годы стали хуже продаваться. Мелочёвка: магниты, обереги - была популярны всегда».

Поэтому, несмотря на то, что сувенирных магазинов на Алтае становится всё больше, количество авторских местных вещей в них не увеличивается. Однако, по наблюдениям экспертов турбизнеса, ровно такая же ситуация на популярных зарубежных курортах — российские просто повторяют их путь.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...