Турагенты находят предложение оператора логичным, но ставят под сомнение его этичность | sibtourport.ru

Турагенты находят предложение оператора логичным, но ставят под сомнение его этичность

6
6 минут
Турагенты находят предложение оператора логичным, но ставят под сомнение его этичность
В последних числах августа руководители целого ряда сибирских агентств, работающих с «Пегас Туристик», получили официальное напоминание от туроператора, в котором им предлагалось в срок до 5 сентября предоставить обеспечение обязательств в виде поручительства. Поручителем должен выступать руководитель компании. В случае неисполнения данного требования туроператор оставляет за собой право в одностороннем порядке расторгнуть Агентский договор и перевести партнёра на Контракт.

Основание для такого требования заложено в типовом агентском договоре «Пегаса» (п.2.2.9, п.9.1), предложенном партнёрам к подписанию ещё в декабре 2013 года. Однако многие участники рынка оказались не готовыми к тому, что туроператор реализует заложенные в Договор условия. «Ещё в декабре прошлого года «Пегас» чётко прописал, что в любое время может запросить у агентства дополнительные фингарантии, в том числе в виде договора поручительства или денежного депозита. Такое ощущение, что агенты, не глядя, подписали в начале года договоры, а сейчас подняли волну», - недоумевает Ольга Ришко, директор барнаульской компании «Глэм Тур». Коллегу и земляка поддерживает Ирина Слесарева, директор турфирмы «Арго»: «Я не хотела бы комментировать новость девятимесячной давности. Наша компания работает по новому договору с требованиями, предъявленными «Пегас Туристик», с января 2014 года. Видимо, новая рассылка «Пегаса» - это напоминание агентам, не успевшим заключить договор с требованиями, выдвинутыми ещё в декабре 2013 года». О том, что туроператор может потребовать от своих агентов обеспечения обязательств, участников новосибирского рынка предупреждала Марина Безрядина, генеральный директор «Пегас – Новосибирск», выступая 20 августа на заседании Директорского клуба РОСТ Сибири.

Тем не менее, для многих дилеров «Пегаса» новость стала сюрпризом. «Неожиданный ход, - комментирует Светлана Мисьник, директор красноярского турагентства «Эдельвейс», - по сути, это выражение недоверия. Мы подпишем поручительство, но мне кажется, что имело бы смысл оператору обратить внимание на более тщательный отбор франчайзи. Когда стремишься к количественному показателю, потом приходится изобретать способы подстраховки». За текущий год сразу несколько агентств, работавших в регионе под вывеской «Пегас Туристик» оказались в центре скандалов о мошенничестве. Один из эпизодов случился в Красноярске: в июне компания «Одиссей» оставила без отдыха более сорока человек. Во всех случаях претензии по возмещению убытков были предъявлены туроператору, под именем которого работали агентства. Анна Подгорная, генеральный директор «Пегас Туристик», комментируя ситуацию корреспонденту STI, не скрывает, что именно участившиеся случаи мошенничества подтолкнули оператора к решительным действиям. «Туроператор несёт ответственность, вне зависимости, оплатил агент тур или нет, по статье 9 Федерального Закона, - отмечает руководитель туроператорской компании. - Закон предлагает туроператорам самостоятельно определить свои отношения с турагентами. Поэтому, пока ответственность между туроператором и турагентом не разграничена, мы хотим установить некий порог ответственности турагента перед туроператором».

«Мне не понятен механизм: директор компании может смениться, он всё равно будет нести личную ответственность?»

Большинство опрошенных STI экспертов склоняется к тому, что действия оператора оправданы, но отмечают, что в свою очередь также хотели бы получить встречные гарантии защищённости: «С одной стороны, я расцениваю эту меру положительно: c рынка уйдут недобросовестные турагентства, - комментирует Юлия Алексеева, директор новосибирского агентства «Классик Тур». - С другой стороны, хотелось бы иметь юридически обоснованные гарантии, что внесённый депозит может быть использован туроператором только на оговоренную с турагентом цель».

Атмосфера всеобщего недоверия, подогреваемая последними сводками о банкротстве и закрытии, как туроператоров, так и турагентов, создаёт благоприятные условия для введения жёстких мер, считают представители европейского турбизнеса, являющиеся незаинтересованной стороной. По их мнению, предложение о поручительстве выглядит логично, но неэтично. «Если есть договор с юридическим лицом, - размышляет Михаил Клищенко, директор австрийской компании «Инсентур», - зачем нужно ещё и поручительство от физического лица? Мне не понятен механизм: директор компании может смениться, он всё равно будет нести личную ответственность?»

«Предложение подписать поручительство пришло не во все агентства. Значит, к тем, у кого такое письмо появилось, есть какие-то претензии: просрочки, задержки платежей и прочее. Если бы мне поступило такое предложение, я бы подписала»

Напротив, для руководителей российских агентств ситуация более понятна. Татьяна Драко, директор красноярской турфирмы «Гуарана-трэвел» поясняет: «Логика «Пегаса» ясна: случаев, когда агент исчезает с деньгами, много. К тому же, предложение подписать поручительство пришло не во все агентства. Нам, например, не пришло. Значит, к тем, у кого такое письмо появилось, есть какие-то претензии: просрочки, задержки платежей и прочее. Если бы мне поступило такое предложение, я бы подписала». Анна Подгорная уверена, что для ответственных партнёров личное поручительство ничем не грозит: «Когда мы говорим о поручительстве, у нас нет желания и намерения в случае чего отобрать квартиру – машину – шубу - дачу. Это делается для понимания агентом своей ответственности перед туроператором и потребителем. Чего бояться агенту? Если вы оплачиваете туры вовремя и полностью, какие могут быть опасения?»

Если турагент не желает подписывать договор о поручительстве, агентским договором предусмотрены другие варианты гарантирования ответственности партнёров туроператора. «Если не хотите договор поручительства, вносите депозиты. Не хотите депозиты, возьмите банковскую гарантию, - поясняет Анна Подгорная. - В сибирском регионе очень многие наши агентства работают по депозитам. Это удобно для турагентств с большим объёмом и работающим по безналу, потому что позволяет бронировать туры в размере депозита в любое время». Нежелающие предоставлять гарантии будут переведены на контракт. «Перевод на контракт означает, что заявки турагента переносятся в отдельную папку, и при неисполнении сроков оплаты эти заявки будут аннулированы. Больше никаких отягощений», – заверила собеседница STI.

Коллеги-туроператоры с интересом изучают опыт «Пегаса», но пока не спешат применять его. «На данном этапе наша компания никаких изменений по работе с агентствами не планирует», - сообщила STI Галина Машукова, руководитель новосибирского офиса ТЕЗ ТУР. Комментируя возможное влияние принятых решений на агентскую сеть туроператора, эксперт прогнозирует вероятный переход «количества в качество». Впрочем, экспертные мнения по поводу будущего дилерской сети «Пегаса» разделились. Игорь Соловьёв, директор Центрального бюро путешествий (Новосибирск), считает, что в количественном плане сеть может пострадать: «У турагентов справедливо возникает встречный вопрос: если сам «Пегас» разорится, то кто компенсирует им их деньги? Финансовую дисциплину можно будет соблюсти только при условии компромисса между туроператором и турагентством. В конце концов, «Пегас» не один на рынке». Татьяна Новикова, директор новосибирского турагентства «МАРТА-ТУР», напротив, уверена, что этого не произойдёт: «Я наблюдаю увеличение заявок по «Пегасу». Доверие на туристском рынке к оператору высокое, так как свои обязательства он выполняет».

Все эксперты сходятся в одном – в условиях, когда механизмы в туристской отрасли не отрегулированы на государственном уровне, «Пегас Туристик» сделал очередной шаг к обеспечению безопасности бизнеса. Шаг, может быть, и грубый, но, с точки зрения бизнес-логики оператора, верный. В свою очередь, у участников рынка остаётся право выбора: принять или не принять его.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...