Удобные механизмы кредитования могут поспособствовать росту туристского рынка | sibtourport.ru

Удобные механизмы кредитования могут поспособствовать росту туристского рынка

4
6 минут
Удобные механизмы кредитования могут поспособствовать росту туристского рынка
Туристская отрасль по ряду показателей выходит из кризиса – прежде всего это видно по растущим объёмам чартерных перевозок, в том числе и из сибирских городов. Однако пока восстановились не все  докризисные характеристики рынка. Специалисты отмечают, что сейчас, в высокий сезон, туристы стали чаще интересоваться условиями покупки туров в кредит. Но это направление, которое начало бурно развиваться накануне кризиса, в данный момент роста не демонстрирует – подобную услугу могут оказать в редком агентстве. Однако перспективы развития этой ниши видят и турагентства, и банкиры. Эксперты отмечают, что для туристского рынка наличие такой услуги могло бы стать конкурентным преимуществом для отдельных игроков, а для рынка в целом - локомотивом продаж.

Пока без интереса

«Бум кредитов был в 2008 году, когда в кредит покупалось всё – от кофеварок до туристических путёвок, - вспоминает Ольга Гоголева, генеральный директор новосибирской турфирмы «Скатт». - Тогда это всё бурно расцвело и не очень хорошо закончилось. Сейчас этой услугой клиенты пользуются, но крайне редко, работа в этом направлении не очень интересна и нам, гораздо проще работать по безналичному расчёту». «Раньше мы работали с банками по кредитованию туристов. Было удобно и спрос был. Но в период кризиса банки свернули эту сферу деятельности», - подтверждает Александр Смирнов, директор барнаульской турфирмы «Плот».

Невысокую популярность услуги подтверждают и банкиры. «Кредиты на поездку за рубеж не пользуются большим спросом, - сказала STI Татьяна Денисова, директор департамента кредитования алтайского «Зернобанка». - Как правило, для этого клиенты предпочитают взять обычный потребительский кредит на любые нужды». «Мы бы не называли этот продукт локомотивом, который формирует спрос на потребительские кредиты, - говорит Станислав Могильников, вице-президент, управляющий РОО «Барнаульский» банка ВТБ24. - Безусловно, какая-та часть людей берёт на это деньги, но, по нашим оценкам, доля кредитования туристов в общем портфеле потребительского кредитования не превышает 5-7%».

Поиск новых подходов

Впрочем, интерес к подобным кредитным программам сохраняется и у клиентов, и у турагентств, и у банков. Для туристов кредит – это возможность купить более дорогой тур без потерь для текущего семейного бюджета. Для агентств наличие кредитных программ – это конкурентное преимущество и возможность увеличения оборотов. Наконец, для банков – это нелишняя прибыль и перспективная ниша. Проблема только в том, что пока на рынке нет механизма, который бы одинаково удовлетворял все стороны процесса. Эксперты туррынка отмечают, что у банков не слишком развиты программы кредитования туров, а ставки по ним зачастую очень высокие. «До кризиса мы работали с банками по кредитованию клиентов, - рассказала STI Ольга Ришко, директор барнаульского агентства путешествий «ГЛЭМ-тур». - Но потом они стали предлагать очень высокий процент, и клиенту стало проще и выгоднее напрямую обратиться в банк и взять кредит, к примеру, на неотложные нужды». Специалисты турфирм указывают также и на то, что важен сам процесс выдачи кредита - если его можно будет оформить быстро и прямо в офисе турфирмы, а не ходить с кипами бумаг в банк, то услуга будет пользоваться спросом.

«Сейчас банкам интереснее заполучить клиента к себе в офис и оформить кредит напрямую»

Банки тоже подтверждают интерес к кредитованию туристов, но ждут инициативы от турфирм. «Интерес присутствует, однако всё зависит от нацеленности фирмы на результат, если кредит встроен в систему продаж турфирмы и менеджер умеет его предлагать, то путёвки в кредит продаются, если нет - то нет», - пояснил STI Александр Кротов, начальник управления развития продуктов и проектов дирекции потребительского кредитования ОТП Банка. «Одно время мы сотрудничали с турфирмами и продвигали через них свой продукт, - рассказывает Станислав Могильников. - Но не скажу, что мы получили большой успех на этом поле. Возможно, причина в том, что не было специальных программ по продвижению кредитов через туркомпании. Видимо, для того, чтобы вновь начать сотрудничество, надо искать новые подходы».

Новые подходы ищут и турагентства. Александр Смирнов рассказал STI, что «Плот» вёл переговоры о совместной программе с крупным федеральным банком, но результата они не принесли. «Сейчас банкам интереснее заполучить клиента к себе в офис и оформить кредит напрямую, - считает эксперт. - Обычно предлагается оформление кредитной карты, без поручителей, с льготным периодом и т.п. А турист уже потом приходит к нам в офис и рассчитывается по терминалу. И нам проще, чем терять массу времени на оформление, дожидаться одобрения банка и т.д.».

В итоге сотрудничество банков и турфирм в большинстве случаев ограничивается информационным обменом. «Сегодня банки предлагают через нас клиентам свои услуги, приносят распечатки с информацией о своих услугах, мы предлагаем её клиентам», - рассказывает Ольга Ришко. Заменой кредитованию могла бы стать продажа туров в рассрочку, но турагентства используют такой инструмент очень осторожно. «Агентству тяжеловато давать рассрочки туристам - в нынешних условиях острой конкуренции свободных денежных ресурсов не так много», - объясняет Александр Смирнов. «Иногда мы используем рассрочку вместо кредита, но только для клиентов надежных и проверенных, которые летают через нас много лет», - говорит Ольга Гоголева.

Услуга для развития

Между тем удобные финансовые инструменты, по мнению экспертов и туристской, и банковской сфер, могли бы стать интересным рычагом для роста рынка. Наличие таких перспектив подтверждает опыт других отраслей. К примеру, жилищное строительство, где появление ипотеки увеличило продажи квартир в разы. Или автомобильный рынок – после того как автосалоны нашли устраивающий всех механизм, это также привело к серьёзному росту продаж.

«Сейчас за счёт кредитов увеличить турпоток можно примерно на 10%»

«Чем активнее развивается сотрудничество с банком, тем сильнее увеличивается количество проданной продукции, какой бы она ни была – зерно, квартиры или туры. Соответственно с кредитованием увеличивается платежеспособность населения», - считает Татьяна Черникова, заместитель председателя Сибирского банка Сбербанка России. «Кредиты могут ускорить развитие сибирского туррынка, - согласен Александр Смирнов. - Не глобально, но сейчас за счёт кредитов увеличить турпоток можно примерно на 10%». А некоторые турфирмы уже нашли общий язык с банками. «Мы заключили договор, работаем, - рассказала STI Оксана Тихонова, генеральный директор новосибирской турфирмы «Эль-Тур». - На нашем сайте есть информация об условиях – не нужно первоначального взноса, кредит оформляется на срок от трёх месяцев до двух лет. Услуга вполне востребована – каждую неделю мы оформляем один-два кредита. Популярность услуги заметно выросла ещё и потому, что мы обучили менеджеров, они стали увереннее предлагать кредит. Кроме того, закончился финансовый кризис, и люди стали более активно путешествовать. Мы очень рады, что ввели эту услугу». При этом эксперты отмечают, что покупкой туров в кредит чаще интересуются туристы, выбирающие недорогие массовые направления.
 

  • Комментарии
Загрузка комментариев...