Органайзер

18.07.2019
Вьетнам (Нья Чанг, Фанранг, Фантье): особенности курортов
Презентации/семинары

18.07.2019
ОАЭ: особенности эмиратов, отельная база
Презентации/семинары

18.07.2019
Турция (Анталия): особенности курортов, отельная база ANEX Tour
Презентации/семинары

18.07.2019
Турция (Анталийское побережье) от Coral Travel: особенности курортов, экскурсионная программа, отельная база и полётная программа из Омска
Презентации/семинары

19.07.2019
Amazing Thailand Health and Wellness в Хабаровске
Road-show

05.08.2019
Phuket Road Show to Siberia 2019 в Новосибирске
Road-show

07.08.2019
Phuket Road Show to Siberia 2019 в Красноярске
Road-show

Все мероприятия (31)

Какие условия раннего бронирования наиболее важны для туриста:
День в истории
18 июля

1994 год:
Состоялось первое заседание комиссии по лицензированию международной ...
Также в этот день

Блог пользователя Наталья Куцевол

Закон 132-ФЗ : ПОНЯТЬ и ПРОСТИТЬ

06.06.2016 21:59

Так кто же теперь турагент? Туроператор? А туроператор  кто? Турагент? Эти вопросы мне напоминают  дилемму:  кто появился  раньше – курица или яйцо?

Наш отраслевой закон, первая редакция которого написана в далеком 1996 году, обозначил ряд понятий и определений, в том числе -  туроператорская  и турагентская деятельность, которые явились отличительной особенностью от всех остальных «однокоренных» видов деятельности ( например, оператор связи, кинооператор, системный оператор , страховой  агент , агент по недвижимости, кадровый агент и т.д.). Так же отличительной особенностью  нашего закона стало введение в юридический оборот понятий «туризм», «туристские ресурсы», «туристская деятельность», которые логично сложились в определение понятия «туристский продукт». Т.е. тот продукт, который и производит  туроператор. Этот продукт – особый, его нельзя потрогать-взвесить-оценить в момент приобретения. И возникает  он в процессе  «временных выездов», т.е. путешествий. И «турпродукт» этот  связан  неразделимо с другим простым и отличным от других понятием – «туристские ресурсы».  Таким образом, основным  отличием от других производств, производство  продукта под названием «тур»  не может быть произведен  без наличия туристских ресурсов

И вот в то время , когда был написан впервые наш закон, с туристскими ресурсами было все в порядке. Я имею в виду,  как  потенциально возможный  ресурс для бизнеса. В эпоху дефицита , в том числе познавательного, культурного, потребительского, открытия «железного занавеса» - весь мир для  молодых предпринимателей в этом ( рекреационном ) смысле  оказался  «полем непаханым». Этот потенциальный ресурс можно было сравнить на то время с нахождением «нефтяной жилы»: только успевай организовывать чартеры( даже слова такого в обиходе еще не было!),  борта  на любое направление, жители бывшего СССР все равно нигде не были. Очереди стояли за путевками, а комиссии фирм, которые реализовывали эти путевки , достигали 25%.  Люди покупали возможность добраться до туристских  ресурсов , которую они не могли нигде в другом месте приобрести. Нет, конечно,  гостиницы ,исторические памятники, аутлеты, лечебные места и пр., и пр. , конечно , по миру были везде и всегда, но добраться до них  возможности  не было  .   

Это классический пример, когда спрос родил предложение.   Необходимо было создать «туристский продукт» - комплекс услуг ( в первоначальном виде состоящий из 3х услуг) -  удобный, комфортный( по понятиям того времени!), уникальный в своем роде и  очень выгодный для потребителя .

 В отраслевом законе   эта производственная деятельность туроператора  описана  как «формирование, продвижение, реализация турпродукта». Формирование предполагает  соединение отдельных элементов ( в данном случае  услуг) в единое целое ( общую цену). Продвижение предполагает наличие и работа с  ключевыми партнерами ( в данном случае вводится понятие  «турагентская деятельность») и/или с прямыми заказчиками . Реализация предполагает получение туроператором конечного  финансового результата  после исполнения комплекса своих услуг по организации  путешествий .

Турагентская деятельность в законе описана  как «формирование и продвижение туристского продукта», где продвижение  предполагает наличие турпродукта ( комплекса услуг за одну цену), а реализация – прямого потребителя. Вариант   субагентской  деятельности в ее прямом смысле, т.е. перепродажи дальше по цепочке прямому потребителю – тогда на законодательном уровне не обсуждался. Такая возможность просто  уже существовала, и зачем ее здесь описывать? Ведь закон то описывал особый вид деятельности – производство  ТУРПРОДУКТА, а не варианты его  перепродажи.

Именно в том, 1996 году,  туроператор  «производил» (  формировал , продвигал  и реализовывал)  туристский продукт.  А турагентская деятельность , в отличие от просто «агентской деятельности»,  которой могли заниматься кто угодно ( любая  фирма , которая не запрещает  эту деятельность Уставом) и в каком угодно допустимом объеме ( помним, что авиабилеты на регулярные рейсы, например, можно было продавать исключительно в авиакассах, отвечающих соответствующим требованиям) , в законе появилась именно потому, что  в сферу интересов агента  попал  особый, очень специфичный продукт, который   связан по сути  с  продажей   информации в момент покупки.

Турагентскую деятельность прописали в законе для того, чтобы во-первых , туроператору наладить «сбыт» и объемы, во-вторых , выделить особый кадровый состав продавцов, которые должны обладать определенными знаниями, навыками и умениями для реализации  информации о турпродукте туроператора  прямому потребителю-туристу. «Ветераны» турбизнеса помнят: были  и лицензирование, и сертификация, которые как раз эти требования к продавцам и производителям и проверяли.

И все бы ничего, туроператоры бы производили, а турагенты  бы продавали наряду с отдельными услугами и их продукт. Но времена быстро меняются. Техника , программы, технологии устаревают  и требуют замены. И это бы еще пол - беды. Но что делать с  главным источником и основой планирования  туристского продукта – с туристским ресурсом?  Он ведь использовался в  80% туроператоров  - чужой ! А значит,  быстро иссякаемый : достаточно поставить регулярный рейс  в  места, которые обладают привлекательным туристским ресурсом  для потребителя, или гостиничному бизнесу более выгодным  посчитать не сотрудничество с туроператором, а сотрудничество с появившимися электронными площадками. Да еще если добавить конкуренцию, выход крупных «игроков», влияние «чужих» , не подчиняющихся нашей логике  ,законов  и многое еще чего, что произошло за эти 20 лет – то получается,  туроператорам их  производственная деятельность становится не просто невыгодная, а сильно  рисковая.  Необходимо меняться  и менять производство.

В итоге,  за  20 лет существования закона на сегодня мы имеем  три варианта развития событий в туроператорском секторе:

1.Туроператоры , которые вообще ушли с рынка ( 90 % из них – с громкими скандалами, связанными с финансовыми потерями для потребителя и партнеров-турагентов)

2.Туроператоры, которые  реструктуризировали свою производственную деятельность в соответствии с реалиями рынка (  их турпродукт остается по-прежнему выгоден и защищен государством  для потребителя  и поэтому интересен для турагентств )

3.Туроператоры, которые фактически из производственного сектора перешли в разряд  торговли услугами, т.е. превратились из туроператоров в  турагенты.  Причем приставка «тур» здесь остается, потому что в их ассортименте есть и продукт туроператоров , а соответственно, договор с ними и условия реализации и взаимной ответственности.

И все бы ничего, если бы вдруг вот эти третьи « турагенты- туроператоры»  не хотели свои услуги по организации отдыха  продавать не прямому потребителю-туристу, а через турагентов. Т.е.  заниматься перепродажами отдельных услуг за вознаграждение. И это тоже в принципе законно. Вот только одно «НО» :  турагент, решившись на такой шаг, стать субагентом агента,  должен понимать меру своей ответственности перед потребителем  и  существенную выгоду для него .

Кстати , о выгоде. Любой бизнес обязан быть выгодным. И бизнес, основанный на перепродажах должен быть как минимум  выгоден для того, кто его инициирует. Отсюда вопрос : какая выгода агенту/турагенту   перепродавать чьи-то услуги, консолидируя  у себя некие денежные потоки, отдаляясь от потребителя, формируя прослойку посредника, который не имеет возможности отвечать за исполнение услуг перед потребителем?  

В нашем  отраслевом законе  законодатель, признавая изменившуюся реальность по организации путешествий,  фактически  оставляет эту возможность ( покупать услуги там, где выгоднее, но с рисковым их исполнением ) самостоятельным туристам . Ведь все самые раскрученные  площадки по бронированию отдельных услуг для организации путешествий  предлагают свой сервис исключительно для «личного пользования»  прямого потребителя. И это уже история не нашего закона.

Туроператорская же деятельность, которая на 90%  реализуется  через  турагентскую , должна быть защищена для потребителя повышенным потенциалом ответственности. Я сейчас не говорю об объеме, полномочиях и обеспечении этой ответственности в нашем законе на сегодня. Но вот то , чего точно не следует делать, так это  пытаться  дополнительными терминами и понятиями  превращать ее из производственной  в  агентскую.

Чего на мой взгляд, сейчас не  хватает отраслевому закону :

1.турагент, который  помогает организовывать отдых  потребителю  и  отвечает перед ним за полную  и достоверную информацию  о всех существенных и необходимых  условиях его путешествия  -  остается на сегодня не только фактически вне зоны ответственности перед потребителем, но и никаким образом не  … сертифицированным ( вот даже слова другого не подберешь!). Т.е. требований к нему, турагенту, очень  много , а вот необходимый и достаточный минимум  знаний , умений, требований для входа в профессию -  никто не проверяет. Почему-то в законе эти функции – подбора профессионального состава партнеров – будет возлагаться на туроператоров.  Самый простой , возможный  и эффективный способ  сделать рынок по организации путешествий  профессиональным – это обязательная  сертификация услуг турагента ;

2.  касательно отдельных услуг, реализуемых туроператором  турагенту  -  они должны  входить в страховое обеспечение ответственности  туропертаора.  Страховаться должна ВСЯ деятельность туроператора ( нельзя же на заводе один цех застраховать от пожара, а   какой-нибудь  станок в этом же цеху – нет);

По первому пункту не сомневаюсь, введение обязательной сертификации  турагентств  – это просто дело времени. А вот второй пункт связан с еще большей финансовой  нагрузкой на туроператоров , поэтому вряд ли  его следует корректировать   здесь и сейчас. Зато  такая трактовка  в законе требует очень внимательной работы  агентства  как  с потребителем , так и партнерами-поставщиками. Понимать, где  предлагают  «турпродукт» , а где   отдельные услуги. И в соответствии  с этим пониманием и ответственностью  продвигать + реализовывать   когда- «тур», а когда -  услуги. 

 

 

 

Материал просмотрели 6993 посетителей
Для добавления комментария к записи в блоге вы должны войти в систему.
Еще не зарегистрированы? Заполните форму регистрации.
Подписка на ЭБ STI

Чтобы подписаться на Электронный бюллетень STI, заполните, пожалуйста форму