Органайзер

19.07.2019
Amazing Thailand Health and Wellness в Хабаровске
Road-show

05.08.2019
Phuket Road Show to Siberia 2019 в Новосибирске
Road-show

07.08.2019
Phuket Road Show to Siberia 2019 в Красноярске
Road-show

Все мероприятия (27)

Какие условия раннего бронирования наиболее важны для туриста:
День в истории
19 июля

2000 год:
Авиакомпания «Аэрофлот» приступила к выполнению полетов по маршруту ...
Также в этот день

Блог пользователя Ольга Тимохина

Поправки к отраслевому закону. Часть 4: Цены, фингарантии, фонды

09.10.2014 01:30

«Деньги-деньги-дребеденьги»… хотелось мне так игриво назвать эту часть. Но тема серьезная, поэтому заголовок, как и в других постах, сухой.

В поле зрения следующее:

10.     Размер финансового обеспечения туроператоров/турагентов
11.     Фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма
12.     Договор фрахтования воздушного судна или части воздушного судна туроператором
13.     Экстренная помощь
14.     Резервный фонд для оказания экстренной помощи туристам, находящимся за рубежом, при прекращении (приостановке) деятельности туроператора.

Вся идея с финансовыми гарантиями мне непонятна с самого начала.

Туроператор должен оформить договор страхования риска своей собственной ответственности, которая может наступить вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации  туристского продукта.

Нигде не указано, что может быть причиной этого неисполнения или ненадлежащего исполнения. Но мы пока наблюдаем одну причину – банкротство туроператоров.

Страховщик не освобождается от выплаты страховки, если страховой случай наступил вследствие умысла туроператора. А можно ли считать банкротство туроператора умыслом туроператора? Смотря как на это посмотреть. Если оператор, зная истинное экономическое положение фирмы, продолжает авантюрные проекты, то это умысел. А если руководители туроператора просто экономически безграмотны, но участвуют в этих проектах, тот тут уже не умысел, а БЕЗумысел (хотя умысел однокоренное слово не «уму», а «мысли»).

А что может волновать фирму, которая взвешивает все свои риски и ведет разумную хозяйственную деятельность? Только собственное неисполнение или ненадлежащее исполнение вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентами, т.е. принимающими фирмами, авиакомпаниями.

Но с этим нам как-то не приходилось еще сталкиваться. Так что пока с 2007 года фингарантиями ни разу не воспользовались. А за хорошее поведение даже не могли получить скидку от страховых компаний, потому что те одна за другой отказывались от этого вида страхования. Так что последние 4 года – как в первый раз.

На самом деле, это не страхование ответственности туроператора, а страхование собственного банкротства. Поэтому делать можно все, что угодно. А надо бы предусмотреть наказание за доведение фирмы до банкротства, особенно в крупных масштабах.

Забавно еще и то, что в Законе сразу предусмотрели, что фингарантий может не хватить! Тогда выплаты производятся пропорционально. Но именно это и наводит на мысль о бессмысленности фингарантий как таковых. Причем речь идет о фингарантиях как для туроператоров, так и для турагентств.

Никто и никогда не сможет определить тот самый размер, который позволит избежать пропорциональных нищенских выплат в размере 5-10%.

Страховые компании жестко просчитались, пролоббировав введение фингарантий. Скорее всего, никто не ожидал такого количества банкротств. В итоге мы случайно узнали, что малоизвестные страховые компании брали на себя завышенные обязательства.

Повышение минимума фингарантий с 30 млн. до 50 млн. рублей ничем не мотивировано. А хотелось бы к поправкам еще какие-то комментарии увидеть, на базе чего сделаны те или иные расчеты и выведены цифры.

Уже всем очевидно, что самые большие риски несут туроператоры, которые фрахтуют воздушные суда, часть воздушного судна, или, простым туристическим понятным языком, заказывают чартеры, имеют жесткие блоки мест на чартерных и регулярных рейсах.

В поправках появляется замечательная статья именно об этом:

«Статья 10.2. Требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым для целей организации перевозки туристов
...
наличие банковской гарантии, банковского вклада (депозита) или договора счета эскроу, обеспечивающего оплату по договору фрахтования или иному договору, заключаемому для целей организации перевозки туристов;»

Вот вам и альтернатива любой другой фингарантии.

Для ведения хозяйственной деятельности никакой коммерческой фирме не требуются финансовые гарантии, повторюсь, ни туроператорам, ни турагентствам.

А вот для конкретных задач гарантии обязательны. И уже очень серьезные гарантии. Кто сможет их предоставить, тот и будет править балом. Ведь, на самом деле именно этого хотели крупные туроператоры? Лоббировали высокие ставки, чтобы отсеять мелких и средних туроператоров. Цель достигнута: в частности, на нашем рынке остались последние из могикан. Все диву даюсь, как же им еще хватает средств отстаивать свое место под сибирским солнцем в битве с федералами. Романтики.

Наконец, перехожу к резервному фонду и экстренной помощи.

Согласно статье 16 нашего закона о туризме в чрезвычайной ситуации беспокоиться о туристах будет государство. На это у нас есть МЧС.

Почему изначально было придумано, что экстренную помощь будут оказывать только пакетным туристам?

А те туристы, которые купили дорогую наземку куда-нибудь в Латинскую Америку у туроператора-нишевика, а билеты купили сами, и у них в поездке случилась какая-нибудь проблема? Они оказались вне рамок этой Туропомощи. Туроператор, который честно внес в фонд за 2 года существования Турпомощи свои 200 000 руб. , не может своим туристам гарантировать воспользоваться Турпомощью, потому что это не турпродукт (не включен билет) . Зато на вывоз туристов обанкротившегося туроператора деньги есть. Согласитесь, что это несправедливо.

Нужен ли фонд помощи пострадавшим туристам от банкротства туроператора? Думаю, да. Но в сборе средств в этот фонд должны участвовать только те, кто участвует в чартерах, так как именно здесь таятся самые большие риски. В поправках появился новый институт - «Фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма». Вот и давайте его развивать.

Что мы имеем сегодня:

1. 2 года собирали одинаково большие деньги и с тех, кто  борется за долю рынка путем расширения программ, демпинговых войн, неуемных рекламных кампаний и пиара, т.е. тех, кто рискует каждым своим шагов в условиях кризиса, и с тех, кто не ведет рискованную хозяйственную деятельность, не участвует в демпинговых войнах и чартерах.

2. Почти весь резерв, собранный за 2 года был истрачен за 2 месяца на десяток туроператоров, по внутренним и внешним причинам обанкротившимся.

3. Письмо с просьбой заранее оплатить взносы за 2015 год окончательно подтверждает то, что это мертворожденное дитя и вряд ли оно доживет до 3-х лет. Т.е. весной 2015 года, когда все операторы займутся продлением фингарантий и будут платить взносы в Турпомощь, я почти уверена, что ряды мелких и средних туроператоров значительно поредеют. На что тогда будут вывозить туристов новых банкротов?

4. Почему у нас пользуются привилегиями только туристы, купившие турпакеты у туроператоров-чартерников. А туристы тех, кто обеспечил основную массу резервного фонда, остаются за бортом Турпомощи только из-а того, что они могли самостоятельно купить билет.

Но даже первых двух пунктов хватает, чтобы понять, какое давление испытывает мелкий и средний туроператор, которого обязали дополнительно с фингарантиям оплачивать еще этот абсолютно одинаковый для всех, независимо от объемов и рисков грабительский взнос.

И, вообще, любые фонды взаимопомощи должны быть на добровольной основе. У всех коммерческих фирм разный подход к развитию фирмы, рекламной и маркетинговой политике. Одни без оглядки тратят, так как тщеславны и не считают деньги, другие анализируют эффективность затрат и делают выводы.

Предложения в поправках не выдерживают никакой критики. Достаточно упомянуть нижнюю планку в 100 000  туристов. Видимо так оценивают мелких туроператоров. Средними туроператорами у нас считаются те, кто отправляет на отдых от 100 000 до 500 000 человек. Ну а крупные начинаются с 500 000 человек.

Вот как будет формироваться резервный фонд:

«100 тысяч руб. – для туроператоров, реализовавших туристские продукты в течение календарного года в сфере выездного туризма не более, чем для 100 000 туристов включительно;

300 тысяч руб. - для туроператоров, реализовавших туристские продукты в течение календарного года в сфере выездного туризма более, чем для 100 000 туристов и не более, чем для 500 000 туристов включительно;

500 тысяч руб. – для туроператоров, реализовавших туристские продукты в течение календарного года путешествие в сфере выездного туризма более, чем для 500 000 туристов.»

Ну какая-то в этом логика есть. 1 человек = 1 рубль. Почему бы тогда размер взноса не определять по этой формуле? Отправляет фирма 3000 чел., пусть платит 3000 руб. Отправляет 250 000, пусть платит 250 000  руб. и т.д. Эту арифметику любое турагентство осилит. Хотя крупным туроператорам, конечно, такая формула вряд ли понравится.

Даешь одного крупного оператора с 3 миллионами вместо 30 мелких туроператоров со 100 тысячами!

Но заставлять платить 100 000  руб. одинаково и тем, кто отправил 10 000 туристов, и тем, кто отправил 99 999 – это просто беспредел.

Закончить этот пост я хочу русскими пословицами. Уж очень они в тему.

Про банкротства
Без ума торговать – только деньги терять.
Хлебу – мера, деньгам – счет.
Не легко деньги нажить, а легко прожить.
Не разбогатеешь - не лопнешь.

Про кредиты
Бог даст денежку, а черт – дырочку, и пойдет богова денежка в чертову дырочку.
В долгах, как в шелках.

Про Турпомощь
Плакали мои денежки.

Материал просмотрели 3035 посетителей
Для добавления комментария к записи в блоге вы должны войти в систему.
Еще не зарегистрированы? Заполните форму регистрации.
Подписка на ЭБ STI

Чтобы подписаться на Электронный бюллетень STI, заполните, пожалуйста форму