Органайзер

18.09.2019 – 30.09.2019
Рекламный тур во Вьетнам из Иркутска
Рекламные туры

19.09.2019 – 19.09.2019
"Азербайджан - страна солнца и огней"
Презентации/семинары

24.09.2019
Новосибирская область глазами Туристско-информационного центра
Презентации/семинары

24.09.2019
Туры в Петербург: программы на осенне-зимний период, новогодние туры. Туры в Москву, по Золотому кольцу, в Калининград и Карелию
Презентации/семинары

24.09.2019
Из города в путешествие. Повышение эффективности работы турагентства с помощью использования современных инструментов формирования турпродукта
Презентации/семинары

24.09.2019
Комфортное путешествие по рекам России
Презентации/семинары

24.09.2019
Workshop STI Иркутск
Workshop

Все мероприятия (36)

Ваше агентство продаёт:
День в истории
17 сентября

1989 год:
Первый рейс по маршруту Новосибирск-Москва совершил широкофюзеляжный самолет ...
Также в этот день

Блог пользователя Ольга Тимохина

Отвечать за себя, а не за отрасль

22.10.2015 11:33

Продолжаю начатую тему несоответствия действующего закона о туризме современным реалиям на туристическом рынке и приглашаю к обсуждению коллег.

На этот раз попытаюсь обозначить основных игроков.

На самом деле, с момента принятия первой редакции "Закона об основах туристской деятельности", принятого в 1996 году, состав участников не изменился - все те же туроператоры, все те же турагенты. С самого начала в законе не забыли даже про самодеятельный туризм и, вообще, про всю индустрию туризма.

И если состав игроков не поменялся, то более сложной стала структура каждой группы. Наибольшие изменения, на мой взгляд, коснулись туроператоров. С них и начну.

Примеры приведу на базе выездного туризма.

И придется обратиться к "туроператорской" кухне, так как степень ответственности туроператора напрямую зависит от технологии его работы.

Классический турпродукт формируется из:

- наземного обслуживания, заказанного у принимающего туроператора (на различных условиях гарантии номеров в отелях - эллотмент (allotment - "мягкий блок" без предоплаты с возможностью отказаться после определенной даты) или коммитмент (commitment - "жесткий блок" с полной или частичной предоплатой и невозможностью отказаться);

- авиаперелетов на базе "жестких" (выгодных по цене и обязательных к оплате) или "мягких" (с возможностью отказаться после определенной даты) блоков на чартерных или регулярных рейсах.

Еще недавно формирование тупродукта на базе "жестких" блоков в отелях и на самолетах было доминирующим.

Сегодня тренд сезона - формирование турпродукта на базе "мягкого блока". И хотя, это не совсем то, что мы привыкли считать "мягким блоком", и больше похоже на обычное бронирование регулярных рейсов, только автоматизированное, подобное формирование турпродукта имеет право на существование.

Перейдя на такой способ формирования турпродукта, туроператоры исключили финансовые риски, связанные с непроданными "жесткими" блоками. Также исчезла необходимость выставлять на рынок туры по бросовым ценам. 

Все это - с одной стороны, благоприятные факторы, с другой стороны, эти факторы, конечно, повлияют на привычные большие объемы туроператоров.

В связи с вышеописанным появляются вопросы:

- если нет серьезных финансовых рисков в виде "жестких" блоков, исключен демпинг, какими должны быть фингарантии? и нужны ли они вообще?

- а тогда зачем нужна "Турпомощь", если билеты покупаются на регулярные рейсы и у пассажиров с момента оплаты и выписки билетов возникают отношения непосредственно с перевозчиком. В ситуации, похожей на ту, что происходит сейчас с "Трансаэро", "Турпомощь" все равно не может помочь, да и не должна. 

Что именно должен обеспечить своими фингарантиями туроператор? Билет на регулярный рейс без денег не выпишешь, тут рисков никаких. Если туроператор не заплатил за наземное обслуживание, то почему? Живет на оборотах, проел то, что уже получил, а нового поступления денег нет?

Из всего предложенного в новых поправках разумной кажется идея фонда персональной ответственности. Это должен быть специальный накопительный счет туроператора в банке. И ни в коем случае не общий котел типа "Турпомощи". Никто не должен отвечать за финансовые ошибки коллег, да еще и оплачивать административные расходы за содержание этой организации.

Таким образом, даже традиционное формирование турпродукта делит туроператоров по степени ответственности на 2 группы:

- те, кто хочет заниматься продажей турпродукта на базе "жестких" блоков должны обеспечить себе соответствующие гарантии,

- у тех, кто хочет формировать турпродукт, включая в него обычный регулярный билет, должны иметь более разумные гарантии, так как риски минимальны.

Возможно, именно нерискованная туроператорская деятельность должна стать основной - эталоном, а те, кто хочет организовывать чартер или чартерную программу должны предоставить серьезные финансовые гарантии, полностью закрывающие все риски. Тогда туроператоры будут взвешивать свои возможности и ввязываться в любое мероприятие, серьезно прикрыв тылы.

Благодаря Интернет-технологиям у классического туроператора добавился новый способ формирования турпродукта, а также в связи с новым способом можно говорить о том, что появился новый вид туроператоров - туроператоры динамического пакетирования.

Это еще сырая схема, но с чего-то надо начинать. Поэтому было бы интересно выслушать мнение тех, кто, возможно, уже проработал этот вопрос.

Таким образом, фактическое изменение технологий работы туроператоров (и как следствие совершенно новая структура операторского рынка) требуют новых подходов к формированию институтов гарантирования деятельности.

Мне видятся такими требования к туроператорам:

1. Сделать обязательным для каждого компании, желающей заниматься туроператорской деятельностью специальный накопительный счет в банке, выполняющий функцию фонда персональной ответственности. Может быть установлен минимальный размер суммы, которая должна быть на этом счету. Этот счет должен пополняться с каждой путевки. Туроператор должен иметь право пользоваться процентами, которые начисляет банк. Это должно быть одним из условий включения в Единый федеральный реестр туроператоров.

2. Существующий институт фингарантия отменить или перобразовать только для туроператоров, формирующих турпродукт на базе "жестких" блоков. Нужно вводить фингарантии под конкретные программы, когда понятен объем ответственности. Любые другие абстрактные суммы - это все фикция.

3. Турпомощь как институт отменить или сделать обязательным только для туроператоров, формирующих турпродукт на базе "жестких" блоков (в дополнение к фингарантиям). Но я, все-таки, считаю, что не должно существовать никаких общих фондов для банкротов. 

 

4. Установить квалификационные требования к персоналу компании, желающей заниматься туроператорской деятельностью по типу, как было при лицензировании: стаж, образование руководителей и сотрудников.

 

5. Желательно еще дать четкие определения турпродукту. Туристическая фирма не может продавать только турпакеты. В ее ассортименте могут быть и комплекс услуг, и отдельные услуги. Так как наиболее сложным и самым ответственным считается формирование турпакета на базе "жестких" блоков, именно его и есть смысл называть турпродуктом, а не все подряд, что захочется.

 

6. И хорошим дополнением для всех будет страхование каждой конкретной услуги или комплекса услуг - по желанию клиента.

 

Следующий блог будет посвящен анализу турагентского сегмента, включая и варианты госконтроля над ним.

Материал просмотрели 3252 посетителей
Для добавления комментария к записи в блоге вы должны войти в систему.
Еще не зарегистрированы? Заполните форму регистрации.
Подписка на ЭБ STI

Чтобы подписаться на Электронный бюллетень STI, заполните, пожалуйста форму