Органайзер

19.10.2019 – 26.10.2019
Таины Дальнего Востока: Приморье и Сахалин
Рекламные туры

20.10.2019 – 31.10.2019
Рекламный тур во Вьетнам из Красноярска
Рекламные туры

20.10.2019 – 30.10.2019
Рекламный тур в Таиланда из Красноярска
Рекламные туры

Все мероприятия (35)

Конкурируют ли туроператоры с агентами за прямого клиента:
День в истории
19 октября

1995 год:
Авиакомпания «Сибирь» открыла регулярное сообщение по маршруту ...
Также в этот день

Блог пользователя Ольга Тимохина

Закон что дышло. Заключение

17.05.2016 13:34

Продолжаем жить по старому закону. Туроператоры продлили свои фингарантии и членство в «Турпомощи» еще на прежних условиях, за исключением того, что все стало дороже - от стоимости страховки до содержания «Турпомощи».

Тот, кто не потянул выездной туризм, решил остаться в реестре туроператоров, оформив фингарантию на внутренний туризм. Шаг не очень понятный, если фирма не специализировалась на внутреннем туризме. Это же серьезный вид деятельности. К нему надо, как минимум, подготовиться. Одно дело быть турагентом, а другое дело формировать туропродукт. Хотя, именно на внутреннем рынке продается много НЕтурпродукта – отели, санатории, пансионаты. Нет никакой перевозки, туристы самостоятельно добираются до объектов размещения. А тогда какой смысл в фингарантии по внутреннему туризму? Да, недорого. Но с регулярным отзывом лицензий у страховых компаний это может стать не таким уж и дешевым мероприятием – покупать новые страховки.

И вот эти рассуждения возвращают меня к теме, поднятой в последних блогах под общим названием «Закон что дышло», а именно - соответствует ли закон современным реалиям.

Напомню, что Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» был написан в 1997 году, преимущественно под выездной пакетный туризм. Все предыдущие и совсем новые поправки не изменили его суть.

Однако за 20 лет рынок прошел большой путь, диверсифицировался и структурировался. Возникли новые сегменты турбизнеса, принципиально изменились запросы туристов.

Понятийный аппарат Федерального Закона не учитывает произошедшие изменения и объективно устарел.

В ходе двух круглых столов (в Новосибирске и Барнауле) я встретила понимание коллег, что корректировки в закон нужны. Главное, чтобы на выходе был защищен потребитель, но это – отдельная тема для обсуждения.

Именно этот пункт (защита потребителя) пока тормозит Резолюцию, с которой можно дальше двигаться.

А пока попробую подвести итог и суть предложений:

1. Необходимо ввести новые понятия, которые помогут представить более полную картину современного туризма.

2. Конкретизировать понятие «иная деятельность» в формулировке «Туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.»

То что раньше скромно определялось, как «иная» получило развитие и требует фиксации в законе. Более того, может адаптировать его под реалии современного рынка и позволит всем работать в правовом поле не только Гражданского Кодекса, но и Федерального Закона.

3. Для этого ввести понятие «туристская услуга» и ее типологизацию.

Туристская услуга – целенаправленная деятельность организации (туристского предприятия) или индивидуального предпринимателя по полному или частичному удовлетворению потребностей туристов в отдыхе. 
Туристские услуги – это услуги по размещению, по транспортному, экскурсионному обслуживанию, по оформлению визы и т.д.
Туристские услуги могут оказываться отдельно, независимо друг от друга или в комплексе. 

4. При типологизации учитывать очень важный критерий – принцип формирования туристской услуги.

Предоставляя туристскую услугу заказчику (туристу), турфирма несет разную степень ответственности, в зависимости от взаимоотношений с производителем этой услуги.

5. По принципу формирования туристские услуги делятся на два типа: туристская услуга по запросу и туристская услуга на гарантии.

В законе нет понятия «туристская услуга» и не определено, кто может этим заниматься.
В отношении туристского продукта все ясно – формированием турпродукта может заниматься только туроператор.

Как никогда необходимость в введении понятия «туристская услуга» актуально именно для внутреннего туризма.

6. Скорректировать понятие «туристский продукт»:

Туристский продукт - комплекс туристских услуг по перевозке и размещению, оказываемых в одно время и за общую цену по договору о реализации туристского продукта (для реализации неограниченному кругу лиц), в состав которого входит хотя бы одна туристская услуга на гарантии, и являющийся публичной офертой.

Турпродуктом целесообразно называть именно комплекс туристских услуг на гарантии, а не комплекс туристских услуг по запросу, так как они обладают разными свойствами и несут разные риски и степень ответственности. 

Изначально, когда я начинала серию блогов, я думала о том, что должны быть разные формулировки для турпродукта на выездном, внутреннем и въездном туризме. Но в результате, ключевым моментом оказался именно принцип формирования туристской услуги - по запросу или на гарантии, а определение турпродукта подходит одно под все виды туризма. Правда, с некоторой натяжкой для въездного туризма, так как перевозки там, все-таки, нет. 

7. Ввести в понятийный аппарат закона новые термины – перевозка, трансфер, размещение.

Что имеем:

Предложение дополнить в законе:

* Не на условиях фрахтования означает, что это полностью услуга по запросу, от которой не зависит исполнение других услуг.

Размещение - ночевка в любых стационарных и нестационарных (в т.ч. палатках) средствах размещения туристов.

Нестационарные средства размещения актуальны для внутреннего туризма. 

8. Дополнить понятийный аппарат терминами:

Массовый туризм – организованный туризм, предлагающий реализацию туристских услуг на гарантии в составе заранее сформированных пакетов (тупродукт) на базе гарантированных блоков-мест на транспорте (перевозка) и/или гарантированных квот в отелях (размещение).

Индивидуальный туризм – организованный туризм, базирующийся на оказании отдельных туристских услуг или комплекса услуг по запросу туриста.

В законе есть понятие «самодеятельный туризм», но отсутствует понятие «организованный туризм», который делится по способу организации на «массовый туризм» и «индивидуальный туризм». Это, по большому счет, игнорирование большого сегмента туристического рынка, а именно - индивидуального туризма.

ИТАК,

Революционность идеи заключается в том, что с введением новых терминов и не меняя по своей сути закон фактически предлагается ограничить туроператорскую деятельность формированием пакетных туров, предполагающих высокую степень рисков и требующим гарантированную ответственность их производителей - туроператоров.

Деятельность по оказанию отдельных туристских услуг или комплекса туристских услуг отличается от турагентской по продаже готового турпродукта, поэтому требует отдельного подхода относительно и ответственности, и права ею заниматься.

Но игнорировать этот сегмент, значит, потерять контроль над отраслью. 

Момент истины наступит в феврале-марте 2017 года, когда окажется, что быть туроператорами захотят единицы (в общем-то, чего, видимо, и добиваются). Но, если кто-то думает, что индивидуалы уйдут под крыло этих единичных туроператоров-массовиков, то он очень ошибается. Наша отрасль погрузится в серо-черное дно и утонет в волне самостоятельных путешественников. Только нам в этом участвовать уже не захочется, потому что хочется работать цивилизованно и честно.

Теперь осталось за малым: додумать защиту потребителя при оказании отдельных услуг, отдать идеи на экспертизу юристам и найти лоббиста (самое сложное...).

Материал просмотрели 3709 посетителей

Комментарии читателей (3)

Ольга Тимохина Ср, 2016-05-18 12:44

Ольга Тимохина аватар

Прошу прощения, в табличку с перевозками-трансфером-размещением вкралась ошибка. Поправила схему в трансфере для выездного туризма.

Юрий Чуйков Ср, 2016-06-15 15:19

Юрий Чуйков аватар

Всё  замечательно написано. Конечно хотелось бы в федеральный закон о туризме внести ВСЁ и поставить все точки над i , но по большому счету вышеуказанный закон 132-ФЗ написан под регулирование организованного массового, большей частью выездного, туризма с целью защиты потребителя этого рискованного вида бизнеса. Данный закон не может вместить в себя всю деятельность предпринимателей и предприятий так или иначе связанной с перемещением граждан РФ с туристическими и прочими целями, -это просто не реально. Да, и запутает правовую основу данного закона. Понятийные уточнения в ФЗ нужны,ибо юристы, туристы и суды всё валят в одну кучу ............ Оказание же  любых услуг, в том числе посреднических и связанных с туризмом, регламентируют основые и базовые законы РФ. Додумывать защиту потребителя при оказании отдельных услуг не имеет смысла, - всё подробно прописано в ФЗ "О защите прав потребителя".

 Составляйте правильно договора с потребителем ваших услуг !!!

И тогда будет всё правильно !

Ольга Тимохина Ср, 2016-06-15 16:56

Ольга Тимохина аватар

Юрий Николаевич, так у меня уже звучало предложение: тогда надо закон переименовать  с громкого названия "Закон об ОСНОВАХ туристской деятельности" на "Закон о  ТУРПРОДУКТЕ", чтобы суды понимали его также узко, о чем он сам и говорит.

Для добавления комментария к записи в блоге вы должны войти в систему.
Еще не зарегистрированы? Заполните форму регистрации.
Подписка на ЭБ STI

Чтобы подписаться на Электронный бюллетень STI, заполните, пожалуйста форму