Органайзер
 

Все мероприятия (32)

Полеты лайнера SSJ-100 нужно:
День в истории
21 мая

2001 год:
В Ханты-Мансийске начала работу первая специализированная выставка «Спорт. ...
Также в этот день

Блог пользователя Viktor Ladygin

Под чистым небом

21.06.2010 17:00

Новый конфликт, сотрясавший новосибирский туристский рынок  последние недели, не явил миру ничего нового. Более того - весь сценарий этого спектакля уже затёрт до дыр, а зрителей этого шоу уже тошнит до рвоты. Некоторые действующие лица в сценарии приходится менять, но основные участники событий остаются неизменными.
Меняются только жертвы - таков закон данной драматургии. В своей прошлой многолетней истории существования на местном рынке туристских услуг это, как правило, очень высокопрофессиональные, крепкие, уважаемые туроператорские фирмы, дерзнувшие шагнуть за флажки и предпринявшие самостоятельную попытку организации новых туристских направлений с приглашением новых авиаперевозчиков. Но, к несчастью, бездушный автор недрогнувшей рукой посылает на их головы всевозможные беды, катаклизмы, да и просто мелкие пакости,  которые приводят к срыву заявленных программ, большим финансовым потерям, а более всего ударяет по имиджу этих компаний в агентской и клиентской среде.
Карающим мечом в каждой конфликтной ситуации служит наше авиационное ведомство. Все пострадавшие неизбежно натыкаются на железобетонный монолит аргументов в пользу запрета на полёты в ввиде "межправительственных соглашений", "назначенных пtревозчиков", "согласованных аэропортов", "отсутствия необходимых согласований" и т.д. и т.п.. Призыв потерпевших к здравому смыслу, демонстрирование томов переписки по данному вопросу и ожидание выдачи согласования с минуту на минуту, перед самым вылетом первого рейса, заканчивается циничным отказом с отсылкой к нашему авиационному законодательству и спокойным тоном комментариев официальных лиц, утверждающих, что все участники процесса всё знали заранее, но сознательно отказывались действовать в "правовом поле". Когда в эти грамотно расставленные сети попадались отдельные туроператоры (Ривьера, Гларус-тур, Интурист и другие)? многие сторонние наблюдатели соглашались с данными аргументами и клеймили позором непрофессионализм  турфирм. Сомнения начали закрадываться , когда на эти грабли начали наступать национальные авиакомпании, в профессионализме которых сомневаться не приходится. Но результат тот же самый! И во всех этих случаях на авансцену событий выходит (читай-вылетает), как добрый ангел, а/к "Сибирь". И предлагает свои услуги всем пострадавшим в такой жуткой передряге. Она конечно поможет - ведь она как раз и есть назначенный перевозчик на данном направлении и (о, какое совпадение!) имеет слоты на это же время в тот же самый пункт назначения! И все, конечно, выражают ей благодарность за подставленное дружеское плечо. Но из под всех этих белых одежд торчат острые ушки, рожки и рыльце в пушку, назойливо лезет в нос запах серы. И вопрос о хозяине тёмного закулисья становится очевидным. Я сам был одним из первых участников подобного спектакля в далёком 2004 году. Имея на руках все договоры, разрешения и даже подтверждённые слоты, пришлось столкнуться с бешеным давлением со стороны родной авиакомпании, хотя формально отказ от обслуживания рейса шёл от аэропорта Толмачёво. Но на переговоры по данному вопросу меня почему-то пригласили не туда, а в а/к "Сибирь", где в ходе жёсткой полемики мне было сказано, что летать из Новосибирска моя турфирма не будет. Когда я показал уже подтверждённые аэропортом слоты на вылет, то тут же стал свидетелем телефонного разговора одного из руководителей аэропорта с одним из руководителей авиакомпании. Стилистика и лексика разговора не вызывала сомнений, кто в доме хозяин. И быть бы мне неизбежно в роли жертвы, если бы в дело по моей просьбе не вмешался антимонопольный комитет. Но тогда у "Сибири" была только проба пера, не все сценарии были одинаково удачными. Теперь дело поставлено на поток с привлечением государственных интересов и проколов почти не случается.
Следует сказать, что туроператорский рынок Новосибирска долгие годы сам моделировал такое развитие событий. Попав под жесткий прессинг, а/к "Сибирь" турфирмы не смогли объединиться и противопоставить ей свою твёрдую позицию по поддержке свободного рынка авиаперевозок. Кто-то заблуждался, кто-то ошибался, кто-то хотел забронировать VIP-место у корыта авиакомпании. Но её туристский рынок Новосибирска интересовал в последнюю очередь. У авиакомпании существовала стратегия развития в рамках общероссийского проекта. И все турфирмы в нашем городе знали об этом. Тем более, что "Сибирь" никогда не скрывала ни своих планов переезда в Москву, ни своего пренебрежения к местному туристскому сообществу. С годами она стала походить на обожравшегося удава, который дремлет в ожидании, когда процессы пищеварения позволят ему открыть глаза и проглотить очередного кролика, из сидящих вокруг, оцепеневших в ужасе перед неизбежностью быть съеденными. И никаких серъёзных попыток совместных действий по привлечению альтернативного перевозчика, которого туристское сообщество обязано было поддержать, если хотело обезопасить собственный рынок и собственное существование! Я много раз говорил об этом с коллегами. Одни всё понимали, но не хотели ввязываться в драку. Другие уверяли меня, что всё гораздо сложнее, чем я вижу и гораздо оптимистичнее, конечно. Третьи боялись экспансии столичных туроператоров. Четвёртые, выслушав, шли в "Сибирь" и просто докладывали её руководству о происходящем. Кто бы ни был прав, а констатировать можно смело - никакого туроператорского рынка в нашем городе нет. Есть только отдельные географические направления, куда интересно летать самой авиакомпании, занимающей здесь монопольное положение. 
Запоздалые попытки противостоять развалу рынка привели к опубликованию открытого совместного письма, подписанного тремя Сибирскими туристскими ассоциациями. Направлены они против появления на сибирском рынке крупных московских туроператоров. Письмо откровенно слабое и по стилистике, и по содержанию. Наши туристские объединения так и не поняли, что москвичи так легко вошли на рынок оттого, что рынка-то никакого  и не существует. Туроператорский рынок в Сибири может существовать только в условиях конкурирующих перевозчиков, что гарантирует разнообразие географических направлений и ценовых предложений. Другой подход ведёт к застою и загниванию рынка. Что и произошло с нами. Как только московские туроператоры поняли это, они свернули все свои программы. А нам придётся здесь жить и работать. А для этого необходимо разобраться в истинных причинах наших проблем.
Несколько слов хотелось бы сказать о неприглядной роли аэропорта "Толмачёво" в описываемых ситуациях. Можно пиарить  новые направления из аэропорта и новых авиаперевозчиков. Можно проводить совместные пресс-конференции и фуршеты. Но делать это нужно ответственно и профессионально. Под этим я подразумеваю, что аэропорт не может не знать порядка разрешительных документов и действий по их получению. Участвуя в презентациях новых маршрутов из аэропорта "Толмачёво", его руководители должны быть уверены в том, что все необходимые разрешения на полёты получены. Если они в этом уверены, то они обязаны поддержать новых партнёров в сложных проблемных ситуациях. Если они знают, что разрешения не получены, зачем же тогда вводить в заблуждение общественность преждевременными презентациями? Не это ли называют французы: "таскать каштаны из огня чужими руками"?
А что а/к "Сибирь"?  В детстве мне очень нравилось, когда  Эдита Пьеха завораживающим голосом пела очень красивую песню, в которой были такие строки:
"И было на службе и в сердце у них-
Огромное небо, огромное небо, огромное небо
Одно на двоих".
Я всегда думал, что эта песня про двух мужественных советских лётчиков, ценой собственной жизни спасших небольшой немецкий городок, направивших свой самолёт за город и не успевших катапультироваться. Но сейчас в голову мне приходят странные мысли о том, что некоторые люди в современных капиталистических условиях могут воспринять эти строки как жизненный девиз и, одновременно, как цель  их собственного бизнеса. И  наша задача - не дать приватизировать сибирское небо предпринимателям от авиабизнеса.      

Материал просмотрели 8182 посетителей
Для добавления комментария к записи в блоге вы должны войти в систему.
Еще не зарегистрированы? Заполните форму регистрации.
Подписка на ЭБ STI

Чтобы подписаться на Электронный бюллетень STI, заполните, пожалуйста форму