Органайзер

19.10.2019 – 26.10.2019
Таины Дальнего Востока: Приморье и Сахалин
Рекламные туры

20.10.2019 – 31.10.2019
Рекламный тур во Вьетнам из Красноярска
Рекламные туры

20.10.2019 – 30.10.2019
Рекламный тур в Таиланда из Красноярска
Рекламные туры

Все мероприятия (35)

Конкурируют ли туроператоры с агентами за прямого клиента:
День в истории
19 октября

1995 год:
Авиакомпания «Сибирь» открыла регулярное сообщение по маршруту ...
Также в этот день

STP-эксперт

Барьеры «доступной среды»

21.12.2012

Фото: Андрей Суворов

Андрей Суворов – 44 года, в прошлом успешный красноярский бизнесмен, в 1998 году попал в автомобильную катастрофу, чудом остался жив. В 1999 году перенёс инсульт, последствием которого стал паралич правой стороны тела и потеря связной речи. К 2003 научился заново ходить и разговаривать, вновь открыл для себя горный туризм, создал туристический клуб для людей с ограниченными возможностями «Край света».

Цитата из автобиографического очерка Андрея Суворова: «После комы я ничего не понимал ещё две недели. А когда пришел в себя окончательно, первое, что я понял – что… нем, и вся правая половина тела меня не слушается. Врачи с явной уверенностью говорили, что если случится чудо и я смогу ходить, то вряд ли я буду покидать квартиру. И с речью… Хм, как «гарантировали» специалисты, после двух-трёх месяцев занятий я буду говорить лишь 10-20 слов, и то не факт. Да уж, подумал я, так мне уготована жизнь «овоща на грядке»?! Ну, нет, так не пойдет! Я должен встать! Встать хотя бы…в мыслях… Сначала дрогнула нога (мышцы), потом согнулась в колене. Через 3,5 месяца я встал на ноги и сделал три шага… Спасибо всем, кто верил и поддерживал меня, храни вас Бог».

STI: Клубу «Край света» исполняется 10 лет. А как возникла идея его создания?

АС: Зимой 2001 года я перенёс сложнейшую операцию с трепанацией черепа, а летом мои новосибирские друзья повезли меня в Горный Алтай на восстановление. Там мы встретили спасателей МЧС из Барнаула, Омска, Кызыла и Красноярска. У них в горах шли плановые учения и нам предложили присоединиться. Место в лагере спасателей нашлось всем. Начальником поисково-спасательного отряда Красноярска «Снежный барс» был спасатель международного класса Валерий Коханов. Неделю продолжались учения. Я играл в нарды, ходил за грибами, пил студёную воду, дышал… и уже через 3 дня пошёл без трости. Тогда я и подумал, что активный туризм является мощнейшим реабилитационным фактором. И там, на Алтае, зародилась идея по созданию туристического клуба для людей, которые несмотря ни на что идут и добиваются своих целей.

STI: С чего начинается планирование путешествий, маршрутов? Есть ли у вас уже «обкатанные» маршруты, которые можно рекомендовать другим адаптивным путешественникам?

АС: По-разному. Например, поводом для путешествия в Дацан послужила статья в газете «Аргументы и Факты». Осенью 2002 года мир облетела сенсационная новость: буряты извлекли из могилы нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова, похороненного 75 лет назад. По сибирским меркам это совсем рядом – 1500 км. А я тут сижу?! Словами Высоцкого скажу: «если чего решил, то выпью обязательно!» Народ собрался на «раз-два».

Из «обкатанных» маршрутов мои любимые до боли Красноярские Столбы. Если долго там не бываю, безумно скучаю. Скучаю по каждому дереву, по причудливо раскинутым корням, по крутым скалам, по зверью, по таёжным цветам. Я люблю ночевать на кордоне «Нарым», вдыхать пьянящий запах тайги. Рекомендовать, конечно, можно базу «Спасатель», которая находится от «Шумихи» по Красноярскому морю в 30 минутах ходьбы по воде на «Ракете». База «Спасатель» построена курсантами спасателями. Руководитель базы, Вера Федоровна Савина, возглавляет «Красноярский городской молодежный Корпус спасателей». Наш клуб и Корпус дружат со дня основания «Края света». На базе «Спасатель» мы проводим конкурсы бардовской песни и спортивно-туристические мероприятия: прогулочный тур на байдарках, спуск в пещеру «Женевская» и поход на Козыревский зуб с посещением смотровой площадки.

STI: Как вы оцениваете пригодность российской и региональной инфраструктуры для путешествий людей с ограниченными возможностями?

АС: Что касается Москвы, то в центре, в пределах Садового кольца, инфраструктура на «твёрдую тройку». Особенно это относится к новостройкам, кинотеатрам, торговым центрам, кафе и ресторанам, гостиницам, административным зданиям. Не говоря уже о медицинских центрах. Все эти блага цивилизации доступны для малоподвижных групп населения. В аэропорту «Домодедово» не так давно я отдыхал после трансконтинентальных перелётов в медпункте аэропорта, там даже чаем напоили и посадили на рейс до Красноярска, специально довезли на «скорой» до самолёта.

Из регионов в первую очередь отмечу столицу Зимних Олимпийских Игр 2014 года город-курорт Сочи. Там мэр, Анатолий Пахомов, поступил просто: приказал главе Центрального района и его замам сесть в инвалидные коляски и проехать на пляж от улицы Макаренко: «И тогда вы все сообразите, что нужно сделать. Пять колясок находим, сажаем и вперёд!», - это буквально слова мэра. После того, как все чиновники побывают в колясках инвалидов, им сразу станет понятно, где нужно установить пандус, сделать разметку, поставить светофор со звуковым сигналом. Сейчас Сочи можно назвать образцовым городом для путешествий людей с ограниченными возможностями. Что касается Красноярского края и в целом СФО, то у нас ситуация «аховая». Собственно, все всё знают, просто закрывают глаза на это безобразие. Особняком за Уралом стоит Улан- Удэ. В городе действует Региональный Общественный Фонд инвалидов-колясочников «Общество без барьеров», руководит им Эржена Будаева. Ей удалось договориться с властями города, что без «визы» Фонда ни одно здание в Улан- Удэ не будет принято отделом архитектуры и градостроительства администрации города! И все строители сразу научились делать пандусы по СНИПу. И все довольны - и народ и власть!

По достоверным сведениям неплохо с программой «Доступная среда» дела обстоят в Калининграде, Пскове и Уфе. Но я там давно не был и ситуацией не владею.

STI: С какими трудностями в первую очередь приходится сталкиваться адаптивным туристам?

АС: Проблемы те же, только в дороге труднее. Дома ты обеспечен каким-то «тылом»: друзья, родственники, знакомые. Родные стены помогают. Но в путешествии ты собран и готов к любым неожиданностям. Если на чистоту, то государственная программа «Доступная среда», цель которой - создать нормальные условия для перемещения инвалидов в условиях города, не действует. Вернее, действует лишь на бумаге. Значительное количество необорудованных для нужд инвалидов подземных переходов, отсутствие подъемных механизмов и звуковых сигналов светофоров – это лишь ничтожно малая часть перечня препятствий, с которыми приходится ежедневно сталкиваться российским адаптивным туристам. Недоступность выражается не только в отсутствии пандусов и поручней, но и в отсутствии световых табло для слабослышащих, тактильных дорожек для незрячих.

STI: Есть ли у клуба опыт путешествий через турфирмы?

АС: Да, единственный опыт. В 2009 году мне нужно было попасть на Ближний Восток. Я купил в туристическом агентстве путёвку в Египет, долетел до Шарм-Эль-Шейха. А, оттуда на автобусе через Табу переехал в Израиль, потом в Иорданию. И так же обратно. Но обращение в турфирму было связано лишь с удобством чартерного рейса на этом маршруте.

STI: Как вы считаете, должно ли государство мотивировать туристский бизнес к работе с адаптивными туристами?

АС: Я думаю, что государство само не начнёт мотивировать, пока мы все, «гражданское общество», его не заставим. Это касается не только туристского бизнеса, а отношения в целом. Вопросов у нас к государству накопилось очень, очень много.

STI: Насколько готовы к такой работе авиаперевозчики, гостиницы?

АС: Авиаперевозчики в большинстве своём готовы. Кроме S7: то они пассажирку инвалида–колясочника на борт не пустили, то незрячему отказали. Что касается гостиниц, то пандусы я видел только в гостинице «Красноярск», остальные как-то об этом не заботятся.

STI: У вас есть возможность сравнения российской безбарьерной среды с зарубежным опытом, пожалуйста, поделитесь.

АС: Охотно. Миннеаполис, США. В 2009 году мы поехали на матч НХЛ между командами Minnesotan wild и Anaheim Mati Ducks. Новый хоккейный стадион вмещает 18500 человек, есть и стоячие и VIP- места, как они у нас в России называются, удобные такие, немного выдающиеся вперёд, с перилами… И кто, как вы думаете, их занимал? Не губернаторы и приближённые к ним, а инвалиды на колясках. Все (!) здания в городе оборудованы пандусами и лифтами для «колясочников». Никто не станет рассматривать проект здания, если он не предусматривает доступности для людей с ограниченными возможностями. И ещё один момент. Тот, кто по невнимательности или намеренно занял парковочное место, предназначенное для инвалидов, должен будет заплатить крупный штраф, и никакие разговоры с «копом» типа «…командир, давай договоримся», там не проходят, да никому и в голову не придет «договариваться» на месте нарушения.

STI: Где побывали члены клуба за 10 лет?

АС: На «Столбах» бываем раз 5-10 за год. Ездим каждый год в «Спасатель» на Красноярское море. И про Ману не забываем, и в пещеры ходим. Также Алтай, Байкал, Ергаки и Тыва. Из «заграниц» - Иран, Иордания, Израиль, Египет, США, Казахстан, Узбекистан. В ближайших планах стоит Юго–Восточная Азия. Мечтаю о кругосветке по морю. И всем, кто искренне любит туризм, желаю удачных путешествий!

STI: Самые яркие примеры ваших путешествий?

АС: Много примеров. Например, путешествие в Дацан… остановиться решили на берегу Байкала. Вышли на станции, про которую рассказывала видавшая виды приятельница-туристка, ни разу на Байкале не бывавшая. Вышли из поезда ночью. Решили, что, раз мы не знаем дороги, и людей нет, то утро вечера мудренее, будем ночевать прямо здесь. А утром обнаружили, что встали лагерем в небольшой деревне на чьём-то огороде. И оказалось, что никакого Байкала там нет, он на соседней станции, и топать до берега около 20 км. Ситуация нам понравилась и запомнилась. Деревенским, кстати, тоже.

Иранские контрасты. В Иране, кажется, что правила дорожного движения просто отсутствуют. Пешеходы идут на красный свет, не обращая внимания на сигналы машин. Те, в свою очередь, проезжают как им удобно, но все друг другу стараются уступить. Расскажу об очень показательном случае, который произошёл с нами в Ширазе. Услугами такси мы старались не пользоваться. Там, в Иране, есть прямые конкуренты таксистов, которые на своих лихих машинах сорокалетней давности умудряются возить полные салоны пакистанцев и афганцев за цену в два раза меньше обычной. Я их тут же назвал «бомбилами». И вот стоим мы на дороге и ловим одного из «бомбил», вдруг останавливается «Рено-Меган», за рулем сидит перс и на хорошем английском спрашивает, куда мы держим путь. Мой товарищ показал визитку и пояснил, что нам нужно в этот отель. Я сел на переднее сиденье, пристегнулся (потом ничуть об этом не пожалел) и мы тронулись. По-моему, этот перс решил, что мы опаздываем на какой-то званый ужин, а посему чувствовал себя на дороге «джигитом среди всех других джигитов». Мы подъехали к гостинице, нам осталось только перейти улицу, как «дуст» (это означает «друг» на фарси) сказал: «Спокойно, сейчас подъедем как надо», а на перекрестке знак - «движение только прямо»- двойная разделительная полоса и… полицейский на посту в придачу... Но полицейский взглянул на нас, оценил ситуацию и приказал остальным участникам движения пропустить наш «Рено-Меган». И никто даже полслова не сказал на явное нарушение закона. Вот так бывает! А несколько раз, с нас вообще денег не брали за проезд.

А каждый наш поход в пещеры (особенно зимой) можно пересказывать бесконечно.

Материал просмотрели 2387 посетителей
Подписка на ЭБ STI

Чтобы подписаться на Электронный бюллетень STI, заполните, пожалуйста форму