Органайзер

18.09.2019 – 30.09.2019
Рекламный тур во Вьетнам из Иркутска
Рекламные туры

19.09.2019 – 19.09.2019
"Азербайджан - страна солнца и огней"
Презентации/семинары

20.09.2019 – 27.09.2019
Рекламный тур БАЙДАЙХЭ-ДАЛЯНЬ (медицинский туризм)
Рекламные туры

24.09.2019
Новосибирская область глазами Туристско-информационного центра
Презентации/семинары

24.09.2019
Туры в Петербург: программы на осенне-зимний период, новогодние туры. Туры в Москву, по Золотому кольцу, в Калининград и Карелию
Презентации/семинары

24.09.2019
Из города в путешествие. Повышение эффективности работы турагентства с помощью использования современных инструментов формирования турпродукта
Презентации/семинары

24.09.2019
Комфортное путешествие по рекам России
Презентации/семинары

24.09.2019
Workshop STI Иркутск
Workshop

Все мероприятия (36)

Ваше агентство продаёт:
День в истории
18 сентября

2006 год:
В cвязи с реконструкцией взлетно-посадочной полосы все рейсы на Улан-Удэ начал ...
Также в этот день

STP-эксперт

Алтайский туризм не упал

18.03.2010

В начале марта на ежегодном отчетно-выборном собрании члены Алтайской региональной ассоциации туризма продлили полномочия Елены Чупиной, директора турагентства «Скайвэй», в качестве президента АРАТ еще на один срок. Вскоре после этого руководитель ассоциации рассказала корреспонденту STI об организации, которую она возглавляет, о том, чего ждут турфирмы от региональной власти, с чем связаны кадровые проблемы отрасли, а также о многом другом.

STI: Что АРАТ представляет собой сегодня? 
Е.Ч.: Это общественная организация, которой в этом году неофициально исполняется 15 лет. Официально АРАТ была зарегистрирована только в 2004 году. Сегодня мы являемся экспертным объединением, в которое входят агентства и операторские компании, давно находящиеся на рынке, которые когда-то создали эту ассоциацию, преследуя идею продвижения Алтая в России и за пределами нашей страны. С тех пор цели несколько изменились. Мы больше уделяем внимания пропаганде правильной работы на рынке, защите интересов членов ассоциации, пытаемся нормализовать отношения между операторами и агентами, если возникают какие-то проблемы. Также мы ведем разъяснительную работу с туристами, которые были неправильно обслужены. АРАТ участвует во многих выставках и общественных мероприятиях. Мы, например, состоим в координационном совете при УФАС. В АРАТ сейчас входят 26 компаний. Сегодня мы готовим Устав ассоциации к пересмотру. Есть ряд устаревших позиций, например, по приему в АРАТ. Сейчас мы планируем ввести более гибкие условия.
 

STI: Многое ли в АРАТ зависит от президента?
Е.Ч.: Президент выполняет представительские функции и должен быть генератором идей, уметь работать с людьми, вовлекать в процесс. Да, это отнимает достаточно много времени от основной работы. Но здесь важен моральный бонус – признание коллег. Мне очень приятно, что меня переизбрали еще на один срок.
 

STI: Как бы Вы оценили предыдущий год работы в АРАТ?
Е.Ч.: Мне удалось привлечь в ассоциацию несколько молодых агентств. До этого мы немного подрастеряли свои позиции в участии в общественных мероприятиях, но в последнее время стали активнее и выходим на должный уровень. Но основное достижение в том, что раньше ассоциация была маленьким мирком, в котором не было лишних, а сейчас мы понимаем, что тесным кружком мы не сможем никому противостоять. Поэтому и пересматриваем Устав. Есть желание сделать ассоциацию более представительной и ставить перед собой больше задач, развивать структуру АРАТ, чтобы появились комитеты по разным видам туризма и т.п.
 

STI: Как Вы относитесь к тем, кто несерьезно относится к АРАТ?
Е.Ч.: Если кому-то хочется вариться в собственном соку – пожалуйста. Люди идут в ассоциацию, чтобы понять: правильно они работают или нет. Отраслевые объединения необходимы для гармоничного развития отрасли. Если люди по собственной инициативе встречаются, обмениваются опытом, интересуются, не пропустили ли они чего-то важного, интересного в своей работе, это дорогого стоит.
 

STI: Как, по-Вашему, должно развиваться отраслевое объединение?
Е.Ч.: Я бы хотела, чтобы АРАТ упрочила свои позиции во взаимоотношениях с властными структурами. Мы работаем с Роспотребнадзором, с пожарными и прочими ведомствами в рамках защиты нашего сообщества. Мы стараемся заранее оговаривать условия, на которых нам будет удобно работать, а им - проверять. Мы хотим, чтобы условия работы на рынке были более комфортными.
 

STI: Вы следите за деятельностью таких организаций как АРАТ в других регионах Сибири? Взаимодействуете с ними?
Е.Ч.: Мы очень тесно общаемся с НАТО - новосибирской ассоциацией. Но в ней собраны в основном туроператорские компании совсем с другими целями и деньгами. В рамках взаимодействия мы можем проконсультироваться с ними по какому-либо вопросу. В нашу же организацию, помимо агентств, входят и средства размещения. Поэтому мы можем консультировать новосибирских коллег в этих вопросах. Общаться нам, безусловно, нужно.
 

STI: Должно ли отраслевое объединение участвовать в продвижении регионального бренда?
Е.Ч.: Многие члены АРАТ участвуют во всевозможных выставках. Сейчас наши представители улетели в Берлин, потом полетят в Москву. Да, они представляют свои туры. Но под эгидой АРАТ и Алтайского края. И мы, и власти, по сути, занимаемся одним и тем же – продвижением общего бренда. Но мы - маленький частный бизнес. Ни у кого из нас нет возможности вкладывать огромные деньги в продвижение региона. Мы можем правильно организовать турпродукт, мы - практики. Администрация должна привлекать в регион туристов, создавать инфраструктуру. Эти усилия можно объединить. Если мы будем друг к другу прислушиваться, процесс будет идти более гладко. Недавно в Белокурихе прошло заседание Совета Федерации, где обсуждали проблемы туризма. Это хорошая такая галочка для развития Алтайского края.
  

STI: Какие процессы сегодня преобладают на алтайском туррынке?
Е.Ч.: Все ждали, что туризм будет падать, но ничего подобного не произошло. Фирмы продолжают работать, набирают сотрудников, даже открываются новые агентства. Думаю, за календарный год в Барнауле их открылось около 10. С одной стороны это хорошо, а с другой… Мы идем к тому, что скоро предложение превысит спрос. Поэтому на нашем рынке доминирует такой процесс, как демпинг. И я думаю, он останется, несмотря на попытки туроператоров пресечь его. До сих пор не придуман механизм отслеживания фирм, которые лишают заработка себя и всех остальных.
 

STI: Что Вы думаете об укреплении туроператорского рынка в Сибири?
Е.Ч.: В Барнауле представлен только один такой оператор – «Пегас». И укрепление его позиций для нас – это не очень хорошо. У нас нет выбора, мы работаем только с ним. А у «Пегаса», естественно, полностью развязаны руки. Да, мы работаем и с новосибирскими туроператорами, но и там большую долю рынка занимает «Пегас».
Почему я считаю, что это не очень хорошая ситуация? Раньше работа менеджера по туризму заключалась в том, чтобы найти определенный тур, изюминку, то, чего не может сделать другой менеджер. Сегодня поисковики туроператоров открыты и для работников турагентств, и для прямых клиентов. И когда все находятся в одних условиях, когда везде одна и та же цена на продукт, отличиться очень сложно. Мы превратились в однообразную машину по продаже «пегасовских» туров… Возможно, люди скоро «наедятся» недорогими безвизовыми странами, и мы вернемся к прежней работе. И главное для нас - не потерять навык бронирования. Работа с «Пегасом» - довольно легкая. Достаточно знать регионы и отельную базу, и можно легко продавать. У других операторов системы бронирования могут отличаться. При работе с европейскими турами, например, нужно знать много тонкостей, особенно в случае с визовыми странами. Поэтому нужна особая подготовка менеджера. Повторюсь, что при работе с «Пегасом» навыки теряются. Приходит клиент, и первое, что мы открываем – сайт этого туроператора. Это печально. Мне жаль и новосибирский рынок: местным туроператорам сложно выживать в атмосфере монополизма. И сегодня они приспосабливаются, берут места на рейсах «Пегаса», а работают со своими принимающими компаниями.
 

STI: Как региональные агентства в таких условиях могут делать работу разнообразней, чтобы не потерять навыки, о которых Вы говорите?
Е.Ч.: Конечно, мы предлагаем летать не только из Барнаула. Зимой из Барнаула у нас только одно направление – Таиланд. Летом – Турция. Но сейчас есть огромное количество предложений с вылетом из Москвы. Билеты до столицы стали более или менее доступными, поэтому искушенные путешественники выбирают другие направления. 
 

STI: Какие прогнозы можете сделать по турецкому направлению? Будет продолжаться рост турпотока, или люди пресытятся и начнется спад?
Е.Ч.: Места лучше, чем Турция, для летнего отдыха с детьми представить сложно. Там для этого есть и теплое море, и комфортный климат, и подходящая концепция работы отелей. Не знаю, что будет дальше, но спад может быть только в том случае, если Турция поднимет цены и станет менее доступной.
 

STI: Какие Вы видите механизмы по борьбе с демпингом и другими проявлениями недобросовестной конкуренции?
Е.Ч.: Самым простым решением было бы – договориться с агентствами, которые так поступают. Но вы сами понимаете, что это невозможно. В начале прошлого летнего сезона АРАТ провел собрание, чтобы донести до людей, что «скидочная» политика губительна для агентств, потому что таким образом мы лишаем себя заработка и уважения туристов. Сейчас все с легкостью торгуются за тур, а раньше были бонусные программы для клиентов, которые нужно было выработать, чтобы получить скидку. Сегодня это все потеряно. Как вернуть? Сложно сказать. Хартия, которую подписал ряд московских туроператоров, предполагает, что агентства сами будут подавать жалобы друг на друга. Но это не очень красивая ситуация. Нужны другие пути.
  

STI: Какие, например?
Е.Ч.: Единственное, что мы можем сделать – это просто объяснять людям, почему не нужно вставать на путь демпинга. На нашем рынке уже были случаи, когда агентства выходили на рынок таким способом, а потом у них не хватало денег, чтобы покрыть свои затраты. Деньги новых туристов шли в счет оплаты старых, и фирмы оказывались на грани разорения. С другой стороны, люди, которые идут за этими скидками, тоже должны понимать, чем это грозит. Возможно, им повезет, и они получат свой отдых. А может, и нет. Туроператору тоже не выгодно, когда цену его продукта занижают.
 

STI: В Алтайском крае планируют создать Управление по туризму и курортному делу. Должна ли власть регулировать подобные проблемы отрасли?
Е.Ч.: Мы надеемся, что и это будет каким-то образом контролироваться, или, по меньшей мере, отслеживаться. Знаю, что есть опыт ведения Реестра благонадежных компаний в некоторых субъектах РФ. Что это значит? Открывая турфирму, ее владелец, по крайней мере, в уведомительном порядке дает знать органам власти, что он планирует заниматься таким бизнесом. Тогда у нас будет более менее похожая на правду статистика. В любом случае АРАТ готова активно сотрудничать с властями Алтайского края, какой бы структурой они не были представлены.
 

STI: Есть ли в отрасли проблемы с кадрами? Если да, то с чем они связаны?
Е.Ч.: Конечно, есть. Это текучка. И тут несколько причин. С одной стороны - заработная плата. Оклад менеджера, как правило, составляет - 5-7 тысяч рублей, остальное – проценты. Кого-то это не устраивает. С другой стороны – амбиции. У нас в городе маленькие фирмы – из трех-пяти человек, выше директора не прыгнешь. Человек набирается опыта, и, понимая, что расти некуда, уходит в свободное плавание. Риск вырастить не только специалиста, но и конкурента, есть у всех.

STI: Есть у вас ощущение, что турбизнес уходит из эпохи романтизма?
Е.Ч.: Безусловно. У многих до сих пор есть представление, что турбизнес – это красиво, интересно и легко. Нет, это сложный бизнес. Это работа с людьми, ответственность за туриста. За его путешествие, за его жизнь. Это зависит от того, насколько грамотно менеджер принял и обработал вашу заявку, внес данные ваших документов. Я знаю, что многие агентства даже не подписывают договоры. Это до поры до времени. До первого принципиального туриста.
 

STI: И в завершение личный вопрос. Какой отдых выбираете для себя и своей семьи?
Е.Ч.: Разный – все зависит от настроения. Мы еще не посетили все страны, которые хотели бы. Сейчас всей семьей снова улетаем в Таиланд.
 

Беседовала Анна Вальцева
 

Материал просмотрели 1532 посетителей
Подписка на ЭБ STI

Чтобы подписаться на Электронный бюллетень STI, заполните, пожалуйста форму