Органайзер

Все мероприятия (26)

Вы поддерживаете введение электронной путёвки?:
День в истории
14 декабря

1995 год:
Основано «Бюро путешествий «Гран-Тур» (г.Новосибирск)
Также в этот день

STP-эксперт

«Звёзды» отданы регионам

12.08.2010

Уже более года в СМИ обсуждается вопрос о том, что добровольная «Система классификации гостиниц и других средств размещения» в перспективе может стать обязательной. В качестве аргумента в пользу такого решения, в частности, называется путаница, создаваемая наличием на российском рынке нескольких зарегистрированных систем оценки гостиничных услуг. И хотя не все из них применяются на практике, потенциальным клиентам отелей порой достаточно сложно определить, что стоит за теми или иными «звёздами», красующимися на фасадах российских гостиниц. Между тем, классификация гостиниц в России не проводится уже более полугода. Последнее заседание аттестационной комиссии в Ростуризме состоялось 30 декабря 2009 года. О том, что стало причиной столь длительного перерыва и что сегодня происходит на рынке гостиничных услуг, мы попросили рассказать Ольгу Демченко, эксперта "Системы классификации гостиниц и других средств размещения".

STI: Ольга Николаевна, расскажите как была создана система и почему вокруг нее всегда возникает столько споров?

О.Д.: Система была разработана в 2003 году, когда департамент по туризму входил в структуру Минэкономразвития. Это единственная система в России, созданная по инициативе и под эгидой федерального органа исполнительной власти в сфере туризма. Наверное поэтому она постоянно претерпевает изменения - вслед за структурными преобразованиями органов власти, в ведении которых находится. Кроме того, система постоянно приводится в соответствии с международными стандартами.
Так, при очередной смене власти в 2004 году, когда было создано Федеральное агентство по туризму. Минэкономразвития передало систему в управление новой структуре. Тогда она тоже некоторое время не функционировала.

Весь 2009 год происходила в чем-то похожая ситуация. ФАТ потеряло свою самостоятельность и было подчинено Минспорттуризму. Началась передача системы новому органу исполнительной власти, который планировал сделать ее обязательной. Сами же работы по оценке средств размещения, как предполагалось, должны были проводиться за счет бюджетных средств. В частности, об этом неоднократно заявляла в своих интервью Надежда Назина, руководитель Департамента по государственной политике в области туризма. В связи с этим, система должна была значительно расшириться и конкретизировать требования к другим средствам размещения, например, молодежным общежитиям (hostels). В июне 2009 года новая система была представлена на рассмотрение Правительства, а в конце года стало известно, что поправки не прошли.

Для утверждения обязательной системы пришлось бы значительно изменить законодательную базу, в том числе ФЗ «О техническом регулировании». Кроме того, обязательная классификация кардинально расходится с общей политикой государства, направленной на гармонизацию правовых документов с законодательной базой стран-членов ВТО. Поэтому уже сегодня можно утверждать, что классификация гостиниц в России не станет обязательной.

STI: Тем не менее, в законодательство внесён ряд изменений, которые касаются классификации гостиниц и других средств размещения. Как они отразятся на работе системы, и когда процесс классификации будет продолжен?

О.Д.: 27 декабря 2009 года в ФЗ «Об основах туристкой деятельности» было внесено дополнение, согласно которому «классификация объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, осуществляется аккредитованными организациями в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти». При этом оставалось непонятно, кто и как должен был создавать эти аккредитованные организации, в каком порядке они должны были работать. Разъяснения появились только в начале мая 2010 года, когда министром Мутко был подписан приказ «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи». Вопрос об аккредитованных организациях оставался открытым.

16 июля Госдумой был одобрен в третьем чтении закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта». Одна из поправок дополняет часть 2 статьи 5 закона «Об основах туристской деятельности» таким предложением: «Аккредитация организаций, осуществляющих указанную классификацию, проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма». Стало понятно, кто должен заниматься созданием аккредитованных организаций – регионы. Однако когда эти организации начнут создаваться – непонятно. Сам механизм проведения классификации тоже пока не разработан.

Когда системой занимался Межрегиональный фонд устойчивого развития туризма, процесс был разделён между экспертами фонда и аттестационной комиссией при Ростуризме. Эксперты оформляли документы, делали заключения, давали рекомендации, а решения принимала аттестационная комиссия. Эксперт был не ангажирован. Насколько гостиница или любое другое средство размещения соответствует или не соответствует требованиям, установленным в системе, необходимо было подтвердить фотографиями. Это было удобно, правильно и аргументировано. Как бы владелец гостиницы не давил на эксперта, он мог работать абсолютно независимо, потому что решение о присвоении категории принимала аттестационная комиссия. Новые правила предполагают, что проведением экспертизы, аттестацией и выдачей свидетельства будет заниматься один и тот же орган. Это, конечно, шаг назад.

STI: Чиновники признают, что добровольная «Система классификации» оказалась неэффективной: по всей стране процедуру прошли 450 гостиниц из 5-8 тысяч. Поскольку она не стала обязательной, вряд ли в ближайшее время что-то изменится. Может быть, система вообще не интересна хотельерам?

О.Д.: Я бы не стала так утверждать. Любая система сертификации гостиниц – это инструмент в конкурентной борьбе. Просто рынок гостиничных услуг у нас совершенно не развит, существующим гостиницам практически не с кем конкурировать. Согласно маркетинговым исследованиям, в городе – 4.208 гостиничных мест. Большая часть из них расположена в гостиницах на 5-20 номеров. Как правило, у таких гостиниц есть свои постоянные клиенты и никакие «звёзды» им не нужны.

В основном классификацию прошли крупные гостиницы в центральных городах. В Новосибирске – это «Сибирь», River Park Ob Hotel и «55 широта». Гостиницы, серьёзно работающие на рынке, заинтересованы в аттестации, потому что им нужно себя чётко позиционировать при внесении данных в какие-либо каталоги, заключать договоры с турфирмами или корпоративные договоры. Классификация даёт характеристики объекта, понятные потребителю.

«Система классификации гостиниц и других средств размещения» открыта и доступна на сайте Ростуризма любому желающему. Кстати, в этом её отличие от всех остальных существующих систем, требований которых зачастую не знают даже руководители объектов, прошедших классификацию. Что говорить о потребителях, для которых сертификаты должны служить ориентиром при выборе средства размещения.
Есть вероятность, что новая система станет дешевле, и это повысит её привлекательность. Но пока об этом ничего конкретного не известно. Раньше стоимость классификации зависела от количества номеров и заявленной категорийности отеля. К примеру, цена аттестации трёхзвездной гостиницы на 200-400 номеров варьировалась от 100 до 120 тысяч рублей.

STI: Критерии оценки гостиниц останутся прежними или предстоит разработка новой системы классификации?

О.Д.: Система, в которой мы раньше работали, состояла из двух основных частей: общие требования к гостинице и требования к номерному фонду. Теперь остались только общие требования. Пока сложно сказать, останется система в таком усеченном виде или будет доработана. Сами же критерии оценки остались прежними.

STI: Как будет решаться вопрос с классификацией нестандартных средств размещения, к примеру, таких как туристские домики на Алтае?

О.Д.: Само слово «нестандартные» подразумевает, что стандартизировать их нельзя. В системе есть несколько оговорок, которые касаются, к примеру, гостиниц, расположенных в исторических зданиях. Если предприятие хочет получить «звёзды», а архитектурные особенности здания не позволяют сделать необходимую реконструкцию (это должно быть подтверждено документально), то такому средству размещения могут быть даны определенные послабления при аттестации.

Вообще же система сегодня в большей степени ориентирована на вновь построенные средства размещения и те, которые ещё только планируют строить. Ведь соблюсти все требования, предъявляемые к определённой категории «звёздности», гораздо проще на этапе планирования нового здания.
Что касается туристских средств размещения на Алтае, то они могут быть классифицированы системой, если соответствуют её требованиям, например, на «одну звезду». Система может быть применена только к тем средствам размещения, которые соответствуют определённым критериям, ею установленным.
Мне и раньше приходилось слышать упреки от алтайских специалистов в адрес системы. «Что толку в ней, если там не прописано, сколько на турбазе должно быть вырыто туалетов», - говорили они. Но простите, о чем вообще идёт речь? Во всем цивилизованном мире люди даже на дачах уже давно ставят биотуалеты. Если мы хотим, чтобы у нас в регионе туризм развивался на уровне мировых стандартов, нужно менять подход к его организации. Тогда мы и Алтай сохраним. Почему в Швейцарии сохранились их знаменитые альпийские луга, которые знает весь мир? Потому что там строго соблюдаются все экологические нормы. Мы же по-прежнему копаем уборные, которые потом засыпаются хлоркой и наносят колоссальный вред окружающей среде.

Конечно, можно создать специальную региональную систему классификации туристских домиков. Но чтобы система имела какую-то информационную ценность для потребителей, ее, во-первых, нужно пропагандировать, во-вторых, она должна быть востребована ими. Кроме того, вряд ли регионы смогут договориться об единых параметрах такой системы. Гораздо вероятнее, что Алтайский край и Республика Алтай создадут каждый свою систему. Между тем, более крупная система, объединяющая несколько туристских территорий, таких как Алтай, Горная Шория, Байкальский регион, возможно, была бы более востребованной и понятной для потребителей на рынке внутреннего туризма.

STI: Минспорттуризма утверждает, что система еще будет дорабатываться с учетом пожеланий бизнеса? Кто и куда может подавать эти пожелания?

О.Д.: Заявки следует подавать в отраслевой департамент Минспорттуризма. Это может сделать как ассоциация, так и частное лицо. В этом плане система абсолютно открыта. С другой стороны понятно, что все пожелания не могут быть в неё включены. Ведь какие-то предложения способны облегчить жизнь гостиницам, но не повысят качество предоставляемых услуг. Хотельеры не вправе решать за потребителей, какой сервис в гостинице им нужен, а какой нет. В таких случаях я всегда привожу в пример владельца ресторана французской кухни, который исключил из меню луковый суп только потому, что он сам его не ест, а люди, возможно, приходят в этот ресторан только для того, чтобы испробовать именно это знаменитое блюдо.

Беседовала Мария Мамуркова
 

Материал просмотрели 2694 посетителей
Подписка на ЭБ STI

Чтобы подписаться на Электронный бюллетень STI, заполните, пожалуйста форму