Органайзер

21.11.2019
Таиланд (Краби, Као Лак): особенности регионов
Презентации/семинары

21.11.2019
Мастер-класс по бронированию, перебронированию, расчёту по «мастеру нестандартного тура», аннуляциям, внесению изменений в заявки
Презентации/семинары

21.11.2019
ОАЭ: особенности направления, отельная база ANEX Tour
Презентации/семинары

21.11.2019
Вьетнам (Нячанг, Фантьет, Фанранг): особенности курортов, отельная база ANEX Tour
Презентации/семинары

23.11.2019
Тайланд (Паттайя): особенности направления
Презентации/семинары

Все мероприятия (26)

Вы доверяете официальной статистике?:
День в истории
21 ноября

1963 год:
Сдан в эксплуатацию аэровокзал новосибирского аэропорта «Толмачево».
Также в этот день

STP-эксперт

«Чтобы нас услышали, нужно говорить»

19.10.2011

23 сентября в Москве на XIII съезд Российского союза туриндустрии собрались представители отечественного турбизнеса от Калининграда до Владивостока. Делегаты обсудили ситуацию, сложившуюся на отечественном туристском рынке и обозначили направления работы на следующие два года. О том, какими путями намерено идти крупнейшее в России отраслевое объединение и насколько это видение совпадает с позицией регионалов, STP рассказала Наталья Куцевол, председатель правления Регионального Отраслевого Союза Туриндустрии (РОСТ) Сибири.

STI: В условиях растущего скепсиса части участников рынка по отношению к деятельности общественных организаций первый вопрос: не зря съездили и были ли среди обсуждавшихся на съезде тем актуальные для регионального рынка вопросы развития отраслевого законодательства, операторского и агентского демпинга?

НК: Однозначно – не зря. Конечно, одного дня для такого мероприятия очень мало, поэтому основная часть заседания была посвящена обсуждению самого наболевшего вопроса – регулированию туристской деятельности.

Сегодня уже все понимают, что существующий закон не работает ни в отношении туроператоров, ни в отношении турагентств, его нужно менять, вырабатывать новые механизмы функционирования отрасли. Основная часть прений была по проекту, предложенному правлением РСТ - «Меры по совершенствованию предпринимательства в сфере туризма», - это то, над чем будут работать комиссии союза следующие два года.

Также все понимают, что простое увеличение суммы страхования туроператорской деятельности не решит проблем рынка. Не сделает этого и договор поручения. Вносимые поправки – лишь судорожные попытки исправить ситуацию. Механизмы страхования, такие как ОСАГО и КАСКО, работают потому, что есть четкие правила дорожного движения и всегда можно определить, кто прав, а кто виноват. Страхование ответственности туроператора в туризме на подобные нормы не опирается. Только продвинутые специалисты знают, как применить эту практику. В случае банкротства туроператора получить компенсацию практически невозможно. По крайней мере, никто из клиентов «Капитал Тура» выплат до сих пор не дождался.
Механизмы страхования можно совершенствовать, но это, скорее, дополнительная мера. Прежде всего, нам нужно решить, как стандартизировать свою деятельность, создать понятные условия и правила для выхода на этот рынок.

STI: Какие позиции, озвученные на съезде, соответствуют взгляду РОСТа на проблему регулирования туристского рынка?

НК: На съезде была озвучена мысль, которая полностью совпадает с нашей позицией: нужно разработать механизм, который не будет точной копией лицензирования, но сможет регламентировать профессиональную деятельность фирм: определит требования к руководству, персоналу и его квалификации, офисам и т.д. Эти правила должны соблюдать все игроки, выходящие на рынок. А кто будет это контролировать - нужно обсуждать и решать. Возможно движение по пути саморегулирования, но этот процесс сложнее, чем лицензирование (там всё понятно: есть стандарты, которые можно модернизировать, и службы, которые раньше этим занимались). Для СРО в туризме нужно «изобретать велосипед»: продумывать, как переложить функции госконтроля на туристские организации. В сегодняшней ситуации, когда рынок в стагнации, эти механизмы вводить сложно.

STI: Вы работали на съезде, общались в кулуарах. Можно сказать, что проблемы туристского рынка в различных регионах схожи?

НК: Да, во многом это так. К примеру, во время обсуждения был поднят вопрос продвижения территорий. Было отмечено: чтобы рассматривать Россию как туристскую дестинацию, необходимо для начала решить визовый вопрос. Шенген по сравнению с нашими визовыми формальностями – ничто. А внутри страны цены на перевозки и качество обслуживания не выдерживают никакой критики. Как мы были за занавесом, так там и остались. Даже в Москве, столице, с туризмом, по словам президента РСТ Сергея Шпилько, всё совсем непросто. Если же говорить о России в целом, то ситуация ещё плачевнее. Здесь нет узнаваемых турпродуктов, маршрутов, некуда приглашать гостей. В СССР они существовали, например, такие маршруты как Ташкент – Самарканд – Бухара, Алма-Ата – Ташкент и другие. Они были у всех на слуху, по ним ездили школьники, студенты, служащие. Это был бренд на рынке внутреннего туризма, я даже не говорю о том, как это преподносили иностранцам. Сегодня в России практически не осталось аналогичных сильных брендов, пожалуй, за исключением «Золотого кольца России». Но для такой огромной страны этого мало. Участники съезда в прениях также отмечали: то, как выглядит стенд России на международных выставках, для такой страны, как говорится, «не комильфо».

Среди прозвучавших предложений было и такое интересное  решение: поскольку на выездном рынке сейчас рулят крупные многопрофильные иностранные компании, которым мы пока не можем составить должной конкуренции, операторам, уставшим от бесконечной ценовой борьбы, возможно, стоит диверсифицировать свой бизнес во внутренний туризм. Кому, как ни руководителям турфирм, ориентированным на выездной туризм, знать, как формировался, развивался и каким стал сервис за рубежом. Им будет легче всего донести эти стандарты до нашего рынка, внедрить их, создать конкурентные турпродукты.

STI: Как по-вашему, является ли съезд РСТ площадкой для выработки стратегических отраслевых решений?

НК: Да, безусловно. Мне как руководителю РОСТа Сибири стал ясен ещё один момент: нам нужно больше и активнее работать напрямую с РСТ. Союз имеет возможность влиять на принятие тех или иных важных решений, законов. Есть люди и организации, чьё мнение полностью совпадает с нашим. Значит, нам нужно объединять усилия, активнее обсуждать и принимать, возможно, наиболее правильные решения для нашего совсем непростого бизнеса.

В то же время в РСТ, как и в РОСТ Сибири, есть некая инертность. Некоторые члены союза думают, что «мы ни на что не  можем влиять, всё и так примут без нас». Но я уверена, если мы будем активнее совместно работать, доносить наши мысли и мнения до уполномоченных структур, проще будет и приходить к единому мнению. Даже сейчас взгляды членов союза по поводу предложенных поправок были кардинально противоположными: одни утверждают, что грядёт катастрофа, другие уверены, что законодателями предложено правильное решение и туроператор должен отвечать за свой продукт. Свои доводы есть у обеих сторон, но ясного представления о том, каким должно быть правильное решение, устраивающее всех, нет. Его нужно искать, вносить предложения и обсуждать их, несмотря на то, что всех захлестывают эмоции.

Нам обязательно нужно встречаться, обмениваться мнениями. Современные технологии позволяют это делать чаще и эффективнее. Если РОСТ Сибири станет инициатором онлайн-конференций, на которых можно будет обсуждать наболевшие вопросы и проблемы рынка, они могут решаться проще и быстрее. Исчезнет ощущение, что мы говорим, а нас никто не слышит.
 

Материал просмотрели 2881 посетителей
Подписка на ЭБ STI

Чтобы подписаться на Электронный бюллетень STI, заполните, пожалуйста форму