Органайзер

Все мероприятия (18)

20.09.2012
Как сделать эффективным участие в Workshop STI

Начало: 14:00
Окончание: 15:30
20 сентября на «Сибирском Туристическом Портале – STP» состоялась онлайн-конференция, посвящённая ...

Будут ли в 2018 году возобновлены региональные чартеры в Египет?:
День в истории
20 января

1925 год:
В Новониколаевске (Новосибирске) открыто Японское консульство.
Также в этот день

STP-подробно

Ген гостеприимства

Эксперты турортрасли Бурятии перечислили проблемы кадрового обеспечения сферы туризма
10.01.2018
К персоналу в сфере туризма предъявляются высокие требования. Фото:citybooking.ru

Фразы о том, что туризм – это индустрия впечатлений, а работники туротрасли являются лицом страны или региона, стали расхожим штампом. Тем не менее, именно гид-экскурсовод или официант ресторана, менеджер отеля или горничная хостела формируют у туриста первое впечатление от места посещения. Однако на практике далеко не все желающие готовы работать в индустрии гостеприимства. В том, как и почему разбиваются мечты о работе в туризме, разбирался корреспондент STI.

Согласно официальным статистическим данным, в индустрии туризма Бурятии в 2017 году работали 2278 человек. И несмотря на то, что подготовкой туристских кадров в республике занимается 4 высших и 4 средне-специальных учебных заведения, только 5% работников отрасли имеют высшее профессиональное образование в сфере туризма и ещё 2% - средне-специальное профильное.

Между тем, по свидетельству Светланы Будаевой, заведующей кафедрой сервиса, туризма и рекреации Восточно-Сибирского государственного института культуры, конкурс по направлению подготовки «Туризм» очень высокий. Правда, во многом ситуация определяется ограниченным количеством бюджетных мест, в то время как коммерческое обучение многим не по карману, так как стоимость в год составляет 130 тысяч рублей. Не способствует повышению престижа специальности «туризм» и средняя заработная плата работников отрасли, составляющая в Бурятии 9376 рублей. Потому на коммерческом отделении постоянно встаёт проблема недобора.

Представители турбизнеса констатируют, что заработок, как рядового менеджера, так и руководителя туристской компании формируется из оклада и процента от продаж или объёма работы и полностью зависит от того, как будет работать человек, как он замотивирован

Представители турбизнеса констатируют, что заработок, как рядового менеджера, так и руководителя туристской компании формируется из оклада и процента от продаж или объёма работы и полностью зависит от того, как будет работать человек, как он замотивирован. «Зарплата постоянно меняется. Возможно, в самом начале пути она действительно невысокая, но по мере роста профессионализма растёт и доход, - полагает Вячеслав Дмитриев, руководитель туркомпании «Байгал-Трэвэл».- Значит нужно как-то по-другому привлекать молодёжь в отрасль, проводить конкурсы. Сейчас складывается такое ощущение, что молодёжь в принципе не заинтересована в классическом трудоустройстве. При этом есть хорошие кадры, глаза у них блестят, работа им нравится, но из туризма они через какое-то время уходят».

Собеседники STI отмечают, что грамотные специалисты уходят на фриланс, предпочитая свободный график и возможность время от времени подрабатывать переводчиками или экскурсоводами. Рада Жалсараева, эксперт по аккредитации средств размещения Российской гостиничной ассоциации, аттестованный гид-экскурсовод при Администрации Улан-Удэ, видит проблему в отсутствии у некоторых людей предрасположенности к работе в системе сервиса. «Есть такое понятие как ген гостеприимства. В некоторых странах даже разработаны и используются специальные тесты, которые определяют, может тот или иной человек работать в сфере туризма и гостеприимства или не может, - говорит эксперт. - Самое главное при работе в туризме – умение работать с людьми, быть доброжелательными в общении и открытыми. Есть тренинги, которые помогают развивать навык гостеприимства, но в нашей стране этот инструментарий пока не используется». В системе отраслевого туристского образования в России, по мнению Рады Жалсараевой, основная проблема – излишняя теоретизированность и оторванность от практических реалий. «Например, в Южной Корее одна из студенческих аудиторий сделана в виде точной копии салона самолёта вплоть до нумерации мест. То же самое по всем другим направлениям подготовки, особенно это касается систем бронирования», - рассказывает собеседница STI.

На фоне низкой заинтересованности населения к работе в туротрасли, занять руководящие посты в туризме готовы многие

Конечно, практические занятия в образовательных учреждениях региона в том или ином объёме представлены, но, по мнению турбизнеса, этого явно не достаточно. «В своей работе мы стараемся придерживаться практикоориентированного подхода, мы постоянно организуем для студентов выезды на санаторно-курортные объекты, объекты туристского показа, ездим в гостиницы и знакомимся с их работой изнутри, - возражает Светлана Будаева. - Тесно работаем и с особо охраняемыми природными территориями. К примеру, наши студенты выезжают в «Заповедное подлеморье» и учатся на объектах показа разрабатывать анимационные программы, принимают участие в создании экотроп. Востребованность действительно высокая, у нас целая очередь из предприятий, которые просят студентов на практику».

Однако график работы учебных заведений не всегда совпадает сезонностью работы турбизнеса. «На сегодня, студент не может проходить практику в пик сезона - летом, как раз тогда, когда можно отточить все навыки на максимальном уровне, так как у него в это время каникулы, а практика по плану ранней весной или осенью», - сетует Рада Жалсараева.

На сегодняшний день к персоналу в сфере туризма предъявляются очень высокие требования. Эксперты отмечают, что специалист по туризму должен быть не только выносливым, чтобы переносить долгие переезды и быть приветливым, несмотря на усталость, но и должен просто хорошо выглядеть. «Внешний вид очень важен для сферы гостеприимства, человек всем своим видом должен демонстрировать гостеприимство и открытость. Цвета одежды, соответствующий макияж, маникюр, причёска, улыбка, манеры», - делится Рада Жалсараева.

Интересно, что на фоне низкой заинтересованности населения к работе в туротрасли, занять руководящие посты в туризме готовы многие. Доказательством этому является самое высокое число соискателей должности министра туризма Бурятии среди всех министерских вакансий. На пост руководителя отрасли претендовали 42 кандидата.

Тем временем для решения системных кадровых вопросов туротрасли, по мнению экспертов STI, необходимо последовательно решить несколько задач. Во-первых, отрегулировать взаимодействие между образовательными учреждениями и туристскими организациями в вопросах организации учебного процесса. Во-вторых, вести методичную работу по повышению престижа профессии и стимулированию заинтересованности в трудоустройстве в сфере гостеприимства. В-третьих, активно проводить обучение, тренинги, зарубежные стажировки для уже работающих в сфере туризма, что позволит, как повысить качество оказываемых услуг, так и стимулировать приток новых кадров в отрасль.

Копирование либо частичное использование данного материала разрешается ТОЛЬКО при условии индексируемой гиперссылки на www.sibtourport.ru

Материал просмотрели 4730 посетителей