Органайзер
 

Все мероприятия (34)

Конкурируют ли туроператоры с агентами за прямого клиента:
День в истории
23 октября

2001 год:
В Кызыле состоялась первая официальная встреча президента Тывы с генеральным ...
Также в этот день

STP-подробно

Зима большого перелома

10 лет назад завершилась эпоха «блочных» чартеров

03.07.2019

Десять лет назад рынок зимней перевозки был более разнообразным

Предлагаем вашему вниманию очередной ретро-лонгрид из журнала «STI-Review». Статья «Тривиальный трагифарс» стоит особняком в истории обзоров регионального рынка от STI. Её предметом стал анализ рынка выездных чартерных программ из Новосибирска в первую посткризисную зиму 2008-09 годов. Тогда мало кто осознавал, насколько фундаментальными окажутся происходящие перемены, результатом которых станет полное переформатирование регионального туроператорского рынка. Тем интереснее с позиции сегодняшнего дня оценить уровень аналитики и прогнозирования «журнального периода» STI.

И, конечно, ваши комментарии к публикации (на портале или в соцсетях) приветствуются. Желаем Вам увлекательного и полезного чтения!

Тривиальный трагифарс

Операторы и перевозчики вновь переоценили возможности рынка

Завершившийся к майским праздникам сезон осенне-зимних регулярных и чартерных программ предоставил обильную пищу для размышления всем участникам новосибирского рынка: мало кому из рвавшихся прошлой осенью в бой операторов удалось обойтись без потерь: финансовых или имиджевых. Причины всё те же, что и 10 лет назад: завышенные амбиции местных участников программы, отсутствие навыков и практики предсезонной координации планов и, как следствие, отказ от взятых на себя обязательств уже по ходу сезона. При этом склоняемый по делу и без кризис выступал лишь фоном, на котором разворачивался очередное действие многолетнего двухактного представления, оба действия которого известны заранее: «Парад амбиций» и «Отказ от обязательств». Впрочем, в новом сезоне на сцене появились и новые игроки.

Акт первый. Планирование

Судя по предсезонным планам операторов, обнародованным в октябре прошлого года, объем прямого турпотока из Новосибирска зимой – 2008/09 должен был почти вдвое перекрыть показатели предыдущего сезона. Серьезное увеличение перевозки планировалось на наиболее популярных направлениях, таких как Таиланд, Хайнань и Дубай. Свою лепту в общий рост объемов турпотока должны были внести программы на Бали и в Сайгон – длинные цепочки по этим направлениям были впервые запланированы к выполнению из столицы федерального округа.

Если бы всем заявленным планам было суждено реализоваться, то по итогам сезона - 2008/09 прямой турпоток из Новосибирска на курорты «зимнего солнца» превысил бы рубеж в 60 тысяч туристов

Зимой – 2008/09 в Новосибирске работали три перевозчика, выполнявшие самостоятельные программы по целому ряду направлений. Так, старожил местного рынка - S7 Airlines - заявил регулярную перевозку в Таиланд (Бангкок), ОАЭ (Дубай) и на Хайнань (Санья), чартерную программу во Вьетнам (Сайгон), а также короткие сезонные (осень/весна) цепочки в Хургаду и Шарм-эль-Шейх. Столичная авиакомпания «Трансаэро» накануне сезона запланировала выполнение программы в Таиланд (Бангкок и Пхукет), на Хайнань (Санья) и Бали (Денпасар) на Boeing-767. Третьим перевозчиком, работавшим на зимней программе в Новосибирске, стали «Оренбургские авиалинии». Воздушные суда этой компании регулярно использует для выполнения собственных программ оператор «Пегас Туристик», который впервые поставил из Новосибирска прямые рейсы в Бангкок, а также в Шарм-эль-Шейх и Хургаду на Boeing-737-800.

Традиционно львиная доля объемов зимних программ новосибирского рынка регулярных и чартерных перевозок приходится на Таиланд. В завершившемся сезоне в Новосибирске были заявлены к выполнению три самостоятельные тайские программы на воздушных судах всех трёх авиакомпаний. При этом и S7, и «Трансаэро» объявили об увеличении объемов предыдущего года.

Вся программа S7 Airlines, состоящая из двух еженедельных рейсов (по четвергам и воскресеньям) и одного, выполняющегося с двухнедельным шагом (по пятницам), на этот раз была переведена в аэропорт Бангкока (в прошлом году двухнедельная программа выполнялась в Утапао). Всего планировалось выполнить 70 рейсов, в том числе пять вывозных (на А-310-300). Общий объем программы S7 при условии стопроцентной её реализации должен был составить 17 тысяч человек, прирост турпотока, по отношению к данным предыдущего года, – 26,5%.

Другим перевозчиком, «Трансаэро», уже второй сезон выполняющим рейсы в Таиланд из Новосибирска, было запланировано более чем четырёхкратное увеличение объемов на направлении. В прошедшем сезоне авиакомпания заявила две еженедельные частоты в Бангкок (36 рейсов) и программу на Пхукет (9 рейсов), выполняемую с двухнедельным шагом. Согласно предсезонным планам, объем перевезенных «Трансаэро» туристов на направлении должен был превысить цифру в 9,5 тысяч человек. При этом суммарный турпоток на программах двух перевозчиков почти в полтора раза превышал фактические итоги успешного во многих отношениях сезона – 2007/08.

В прошедшем зимнем сезоне на тайском направлении в Новосибирске появился третий игрок – имеющий турецкие корни оператор «Пегас Туристик», годом ранее приступивший к освоению западносибирской периферии. Рейсы «Пегаса» в Бангкок должны были выполняться самолетами Boeing-737-800 «Оренбургских авиалиний» с 12-тидневным интервалом с октября по май. Согласно предсезонным планам туроператоров, турпоток на самом популярном в регионе направлении должен был увеличиться до 30 тысяч человек, что на две трети превышало показатели последнего докризисного сезона.

Выход «Пегаса» на ключевое для рынка направление даже с относительно небольшими по сравнению с другими игроками объемами, безусловно, имел существенное влияние на развитие ситуации на рынке чартерных перевозок. Причем, как отмечают эксперты, психологический аспект его дебюта, связанный с ожиданием проведения специфичной ценовой политики, имел для участников рынка значение не меньшее, чем появление на направлении дополнительного количества кресел. В условиях явного переизбытка предложения над спросом сокращение и оптимизация программ была лишь вопросом времени. Оставалось узнать, каких именно и в каком объёме.

Помимо Таиланда, внушительный рост накануне сезона был запланирован и на других ключевых для рынка направлениях. Особые надежды возлагались на Хайнань, успешный дебют которого в прошлом сезоне позволил туроператорам надеяться на почти двукратное увеличение турпотока. S7 Airlines на этот раз заявила полтора рейса в неделю, в то время как в прошлом году хайнаньская программа перевозчика выполнялась с интервалом один раз в 14 дней. Несмотря на то, что планы «Трансаэро» существенных изменений, по сравнению с предыдущим сезоном, не претерпели (заявленная к выполнению программа даже была сокращена на 1 рейс), общий объём перевозки на направлении вырос почти вдвое.

Серьёзным вкладом в увеличение общего объёма сезонного турпотока стали программы в Сайгон и на Бали. Полноценные цепочки по этим направлениям из Новосибирска выполнялись впервые. Вьетнамскую программу на А-310 осуществляла S7 Airlines в режиме один раз в две недели с конца октября по апрель. Рейсы на популярный индонезийский остров выполнялись с конца декабря по май авиакомпанией «Трансаэро» по следующему графику: в январе – еженедельно (по 23.01 включительно), с 5 февраля – один раз в 14 дней.

Популярный в столице Сибири набор зимних направлений Юго-Восточной Азии в прошедшем сезоне дополнил Египет. Впервые в Новосибирске длинную зимнюю цепочку в Шарм-эль-Шейх с 15 октября с 12-дневным интервалом заявил туроператор «Пегас Туристик». Как обычно, S7 Airlines в октябре-ноябре реализовала короткие программы в Хургаду и Шарм-эль-Шейх.

Если бы всем заявленным планам было суждено реализоваться, то по итогам сезона прямой турпоток из Новосибирска на курорты «зимнего солнца» превысил бы рубеж в 60 тысяч туристов. Однако чудес не бывает, сложности с реализацией блоков мест, начавшиеся в конце ноября, после новогодних праздников вылились в настоящий кризис на чартерном рынке, вызвавший цепь сокращений и отмен ряда программ.

Акт второй. Корректировка

Следует отметить, что в целом зимняя программа стартовала довольно бодро – часть туристов ещё не ощутили наступление экономического кризиса, часть – намеренно отложили время своих отпусков на осень. В период с середины октября по середину ноября практически все программы продавались неплохо, первые тревожные звоночки были связаны с рейсами, запланированными на середину ноября. Практически в то же время обозначились проблемы с продажами новогодних туров. Во второй половине ноября появились спецпредложения, а в декабре они буквально заполнили новосибирский рынок. Притом, что программы «Трансаэро» ещё не стартовали - согласно предсезонным планам, начиная с конца декабря, общий объем перевозки по всем направлениям должен был увеличиться почти в полтора раза. Если в ноябре из Новосибирска в среднем еженедельно прямыми рейсами на зарубежные курорты могли отправляться 1600 человек, то в феврале этот цифра должна была увеличиться до 2300.

Если в ноябре 2008 года из Новосибирска в среднем еженедельно прямыми рейсами на зарубежные курорты могли отправляться 1600 человек, то в феврале этот цифра должна была увеличиться до 2300

Первой жертвой «оптимизации» стал Дубай. С начала ноября загрузка воскресной частоты была стабильно низкой – сначала менее 100, а затем и менее 50 туристов на борту. В результате с 30 ноября она была снята, за исключением разовых вылетов: 28 декабря и 11 января. Выполнение двух других еженедельных рейсов: по вторникам и пятницам – было продолжено, однако отмена воскресного рейса на их заполняемости не сказалась. В период с 16 по 26 декабря средняя загрузка дубайских бортов составила 75 кресел.

После новогодних праздников направление продавалось сложно, поэтому в феврале было выполнено только три рейса: 6, 13 и 24 февраля (со средней загрузкой 101 кресло). С 24 февраля авиакомпания оставила один еженедельный вылет – по вторникам. Всего в период с октября по апрель в ОАЭ отправились более 7 тысяч туристов (регулярный рейс в Дубай выполнялся со 2 сентября по 9 июня), что на 8% больше, нежели в сезоне – 2007/08. Однако этот рост не принес удовлетворения ни перевозчику, ни операторам: средняя загрузка 52 сезонных рейсов составила 139 кресел, в то время как вылетевшие в этот же период в сезоне 2007/08 48 рейсов имели среднюю загрузку 163 кресла.

Не менее серьезные «перегрузки» испытали в ходе сезона операторы на самом массовом зимнем направлении – Таиланде. Накануне сезона элементарные подсчеты говорили о том, что прямыми рейсами из Новосибирска в эту страну будет отправлено порядка 30 тысяч туристов. Однако, время «для рывка» было выбрано не самое удачное. Несмотря на то, что на старте программ продажи шли неплохо – в октябре-ноябре средняя загрузка бангкокских рейсов S7 Airlines составила 90%, «Оренбургских авиалиний» - 96% - в первой половине декабря заполняемость бортов S7 снизилась до 70%.

В соответствии с многолетним опытом надежды на исправление финансовой ситуации операторы связывали с рождественскими праздниками, однако продажи праздничных дат были неровными. Несмотря на то, что под давлением операторского пула S7 Airlines пошла на некоторое снижение стоимости перелёта на новогодний период, загрузка бортов не вышла на уровень 100%, а в отдельные даты (25 декабря и 2 января) не дотянула и до 70% (подробно об итогах новогодних и рождественских программ STI сообщал в № 1 (270) Бюллетеня STI).

После новогодних праздников ситуация с продажами большинства направлений, включая тайское, усугубилась из-за увеличения суммарного объема перевозки, вызванного стартом программ на ВС «Трансаэро»

После новогодних праздников ситуация с продажами большинства направлений, включая тайское, усугубилась из-за увеличения суммарного объема перевозки, вызванного стартом программ, выполняемых на воздушных судах «Трансаэро». В результате 16 января была снята пятничная частота S7, а вслед за ней отменён рейс по четвергам (22 и 29 января А-310 выполнил вывозные рейсы). Оптимизация программы позволила S7 Tour сохранить нормальную загрузку оставшегося еженедельного рейса, выполнявшегося по воскресеньям. В период с февраля по апрель он заполнялся в среднем на 95%. Всего в рамках программы S7 Airlines в Бангкок были доставлены почти 10,7 тысяч туристов, что на треть меньше, чем годом ранее.

В ещё более сложной ситуации оказался пул туроператоров, работавших на тайской программе «Трансаэро», поскольку её открытие по традиции было приурочено к началу новогодних каникул и, следовательно, приходилось на самый разгар сезона. Ещё в декабре стало понятно, что рынок с трудом справляется с уже запущенными объемами перевозки, и дополнительное предложение негативно скажется на продажах направления в целом. Поэтому решение об отмене запланированной цепочки на Пхукет было принято ещё до Нового года.

Что касается бангкокской программы «Трансаэро», то и ей не удалось избежать сокращения. После выполнения первого рейса (29 декабря) была отменена вторая еженедельная частота по понедельникам. Boeing-767 вылетел в Таиланд заполненным только на 64%. Загрузка стартовавшей днём ранее частоты, выполняемой по воскресеньям, была относительно стабильной. Эта программа отлетала согласно заявленному графику на протяжении 3,5 месяцев и была сокращена только на один рейс. При этом заполняемость бортов на воскресной цепочке была стабильно высокой, средний показатель составил 97%. Всего в рамках тайской программы, выполнявшейся на воздушных судах столичной авиакомпании, в Таиланд было доставлено более 3700 туристов.

Выполнить все заявленные накануне сезона рейсы в Таиланд удалось только компании «Пегас Туристик», летавшей на «Оренбургских авиалиниях». Всего в рамках программы «Пегаса» в Таиланд вылетели почти 2,5 тысячи туристов. Средняя загрузка бортов на программе составила 97%. Тайский дебют позволил оператору занять на местном рынке долю в 14,7%. Однако именно с приходом «Пегаса» местные операторы связывают произошедший обвал рынка.

Распределение тайского турпотока по перевозчикам

По итогам сезона на долю «Трансаэро» пришлось 22,2% от общего объема туристов, доставленных в Таиланд прямыми рейсами из Новосибирска. При этом анонсированная программа была выполнена только на 40%. S7 Airlines, сохранившей за собой почти две трети тайского рынка (63,1%), также не удалось полностью реализовать заявленные объёмы. В целом обнародованные накануне сезона планы были выполнены лишь на 57%. Общие итоги сезона свидетельствуют о сокращении турпотока на направлении на 8% по сравнению с предыдущим годом.

Второе по популярности направление – Хайнань - зимой-2008/2009 по сути стало заложником амбициозных операторских планов. Ни одна из заявленных к выполнению накануне сезона программ не была реализована даже наполовину. Несмотря на то, что первые два рейса S7 Airlines вылетели на китайский тропический остров полностью заполненными, с третьего вылета наметился некоторый, в пределах 10%, спад продаж.

Однако уже 17 декабря загрузка хайнаньского рейса составила менее 70%, а 31 декабря опустилась ещё ниже. Относительно высокая загрузка (88%) борта А-310, вылетевшего в Санью 7 января, могла внушать сдержанный оптимизм. Но уже со следующего рейса (14 января) было принято решение о переводе программы в двухнедельный режим, а 21 января она была прекращена. В итоге программа S7 была выполнена только на 40%, воздушными судами перевозчика на остров было доставлено чуть более 2300 туристов, что на 13,5% меньше, чем в предыдущем сезоне. Средняя загрузка бортов на программе составила 83%.

На хайнаньском направлении, по сравнению с сезоном-, зафиксирован серьезный регресс: снижение турпотока составило 42% (более 2000 человек). Заявленная программа была выполнена только на 31%

В рамках стартовавшей, как обычно, накануне Нового года программы «Трансаэро» было выполнено всего два рейса (27 декабря и 10 января) из девяти запланированных, после чего по инициативе местных операторов-держателей блоков она была свернута. Двумя рейсами столичная авиакомпания доставила на китайский курорт 450 туристов, что составляет пятую часть от результатов прошлогодней программы перевозчика. Фактически на хайнаньском направлении, по сравнению с предыдущим сезоном, зафиксирован серьезный регресс: снижение турпотока составило 42% (более 2000 человек). Данное направление понесло, пожалуй, самые большие потери: заявленная программа была выполнена только на 31%.

С гораздо меньшими потерями завершили сезон туроператоры по Вьетнаму. Программа выполнялась вплоть до второй декады марта и в итоге была сокращена на два рейса. При этом сложности с загрузкой направление стало испытывать позже, нежели Таиланд и Хайнань - только во второй половине января-феврале (минимальный показатель – 69,5% зафиксирован 20 февраля). В ноябре-декабре рейсы в Сайгон отправлялись из Новосибирска практически со 100%-ной загрузкой. Заполняемость бортов на мартовских вылетах также выровнялась и составила в среднем 88,5%. По итогам сезона средняя загрузка по программе вышла на уровень 85%. Итоговый недобор туристов, по сравнению с предсезонными планами, составил 25%, в т.ч. 15% пришлось на два отменённых рейса. Однако предпринятое сокращение программы на финальной стадии ее реализации было вполне адекватным ситуации шагом. В целом в сложившейся обстановке на рынке вьетнамское направление смогло поддержать свое реноме и завершить сезон с положительным балансом. Турпоток на направлении превысил показатель в 2,5 тысячи человек, и, по сравнению с предыдущим сезоном, увеличился в 4,2 раза.

Вьетнам смог поддержать своё реноме и завершить сезон с положительным балансом. Турпоток на направлении по сравнению с предыдущим сезоном увеличился в 4,2 раза

Несмотря на сложный для рынка сезон условные «новички» зимней программы – Бали и Египет – отлетали стабильно. Из шести заявленных на сезон прямых направлений из Новосибирска только эти две программы избежали досрочных сокращений. При этом, судя по количественным итогам программы на Бали, этого направления кризис не коснулся. По сути, это единственная цепочка «Трансаэро» из заявленных накануне сезона, которая была выполнена полностью, без сокращений и отмен. Более того, средняя загрузка программы составила 100%.

В январе, в сложный для рынка период, когда ряд программ были отменены или свернуты досрочно, рейсы в Денпасар выполнялись в еженедельном режиме, а с 23 января, в соответствии с предсезонными планами, цепочка была переведена на двухнедельный шаг. В рамках программы с прямым вылетом из Новосибирска на индонезийском острове с конца декабря по апрель отдохнули почти 2800 туристов. В итоге по количеству туристов в прошедшем сезоне Бали составил серьезную конкуренцию острову Хайнань, уступив неожиданному сопернику менее 1%.

В целом, объём турпотока, запланированный к перевозке на Хайнань, по сути, более-менее равномерно распределился между тремя (в т.ч. Сайгон) направлениями Юго-Восточной Азии. Не исключено, что прошлогодний успех Хайнаня отчасти был обусловлен отсутствием на новосибирском рынке альтернативных (помимо Таиланда и ОАЭ) вариантов отдыха «из зимы в лето» с прямым перелётом, притом, что спрос на такой отдых, безусловно, существовал. Так или иначе, успех Бали в определенной степени закономерен – спрос на направлении, относящемся к более высокой ценовой нише, нежели Сайгон и Хайнань, оказался более устойчивым в условиях кризиса и в течение всей программы был ровным и стабильно высоким.

Распределение прямого турпотока по странам ЮВА

Неожиданным для специалистов стал успех длиной цепочки на Египет, заявленной «Пегасом». Так же как и на тайском направлении, компании и здесь удалось реализовать предсезонные планы. С октября по апрель было выполнено 17 рейсов в Шарм-Эль-Шейх (далее программа плавно перешла в летний сезон). Определенные сложности с загрузкой отмечались на старте (в октябре-декабре), когда оператор был вынужден конкурировать с выполнявшимися параллельно программами S7 Tour в Хургаду и Шарм-эль-Шейх. Зато с их завершением, с начала декабря, и на протяжении дальнейшего периода, средний показатель заполняемости Boeing-737-800 «Оренбургских авиалиний» достиг 97%. ъ

Египет сделал серьёзный шаг к тому, чтобы стать первым в сибирском регионе круглогодичным направлением массового отдыха

Исключение составил рейс 8 марта, открывший дополнительную цепочку «Пегаса» в Хургаду. На этом рейсе, также, впрочем, полностью загруженном, в Шарм-эль-Шейх вылетели 103 туриста, остальные направлялись в Хургаду. В марте-апреле на этот курорт было совершено 5 перелетов, далее, как и программа в Шарм-эль-Шейх, цепочка была продолжена в летнем сезоне. Всего в рамках египетской программы «Пегаса» на курортах Красного моря с прямым вылетом из Новосибирска с октября по апрель отдохнули более 3700 туристов. Ещё почти две тысячи туристов в октябре-ноябре на египетские курорты доставила авиакомпания S7. В целом, турпоток на направлении с октября по апрель превысил показатель в 5,6 тысяч человек. Таким образом, Египет сделал серьезный шаг к тому, чтобы стать первым в сибирском регионе круглогодичным направлением массового отдыха.

Занавес

Количественные показатели сезона свидетельствуют о 8%-ном увеличении прямого турпотока из Новосибирска. Всего с октября 2008 года по апрель 2009-го прямыми рейсами из столицы СФО на курорты теплых морей отправились порядка 38 тысяч туристов (год назад – чуть более 35 тысяч). Итоговый рост объемов обеспечили три направления: Индонезия, Египет и Вьетнам, в общей сложности давшие до трети прямого турпотока.

В целом зимний сезон 2008-09 годов прошел под знаком доминирования направлений Юго-Восточной Азии, на долю которых пришлось около двух третей (64%) от общего объема прямого выездного турпотока. Турпоток в страны ЮВА, по сравнению с зимой – 2007/08, вырос на 5,5%, а ассортимент прямых направлений расширился в два раза. При этом доля Таиланда среди «одновекторных» направлений снизилась на 10%, а острова Хайнань – вдвое.

Распределение прямого турпотока по направлениям (октябрь - апрель)

Значительные изменения наблюдаются в итоговом рейтинге направлений. Доля Таиланда в общем объеме прямого турпотока из Новосибирска, по сравнению с предыдущим сезоном, уменьшилась на 7,5%. Самое массовое зимнее направление, впервые за последние годы не дотянувшее до 50%-ного рубежа, всё же сохранило за собой лидерство. В минувшем сезоне в Таиланд летел уже не каждый второй, как это было ранее, а только девять из 20 туристов. Вторую позицию в рейтинге наиболее популярных направлений, несколько потеряв в весе, сохранили за собой Эмираты. Третьим финишировал Египет, который в прошедшем сезоне «освоил» серьёзную долю рынка. Его отставание от второго места определили только 4%. Оставшаяся часть «пирога» в относительно равных пропорциях была поделена между Индонезией, Вьетнамом и Китаем.

В битве перевозчиков S7 Airlines сохранила «контрольный пакет акций» новосибирского рынка регулярных и чартерных перевозок, её доля, по сравнению с прошлым годом сократилась. Не в последнюю очередь это связано с появлением третьего игрока – «Оренбургских авиалиний», занявшего одну шестую часть рынка. Авиакомпания «Трансаэро» также несколько увеличила объёмы перевозки в Новосибирске, несмотря на то, что перевозчику удалось реализовать только часть своих предсезонных планов.

Распределение прямого турпотока по перевозчикам

В целом, совершенно очевидно, что, если бы накануне зимы участникам рынка удалось согласовать планы, сезон для них мог завершиться более удачно, даже с учетом кризисного фона. Однако десятки отменных рейсов и тысячи нереализованных кресел нанесли серьезный ущерб большинству вышедших на старт сезона игроков. В условиях значительного превышения предложения над спросом негативное влияние на реализацию программ могла оказать каждая неоправданно добавленная частота, однако прошедшей зимой речь шла о десятках тысяч лишних кресел.

Очевидной тенденцией последнего времени стало «усыхание» амбиций брэндовых столичных операторов, с чьим появлением в регионе связывались надежды на развитие местного рынка. В большинстве своем, ими были приняты существующие здесь правила игры, а деятельность, за редким исключением, свелась к борьбе за блоки мест на объединенных рейсах. Поэтому, забегая вперед, можно констатировать, что и экспансию имеющих турецкие корни операторов в летнем сезоне 2009 года они de-facto встретили в статусе региональных блочников

При том что реальная доля новосибирского рынка, занятая «Пегасом», достаточно скромна (16,4%), эффект от его появления (влияние на продажи и ценовую политику участников рынка) оказался куда более весомым. Фактическое доминирование турецкого туроператора, по большому счету, ни для кого не стало сюрпризом. Ограниченные блоками мест на коллективных рейсах к конкуренции с ним оказались не готовы не только местные компании, но и участвовавшие в программах российские туроператоры, имеющие представительства в регионе. К сожалению, очевидной тенденцией последнего времени стало «усыхание» амбиций брэндовых столичных операторов, с чьим появлением в регионе связывались надежды на развитие местного рынка. В большинстве своем, ими были приняты существующие здесь правила игры, а деятельность, за редким исключением, свелась к борьбе за блоки мест на объединенных рейсах. Поэтому, забегая вперед, можно констатировать, что и экспансию имеющих турецкие корни операторов в летнем сезоне 2009 года они de-facto встретили в статусе региональных блочников.

К положительным тенденциям минувшей зимы следует отнести расширение ассортимента предложений с прямым вылетом из Новосибирска. Эксперты связывают это с оживлением конкуренции перевозчиков, отмеченной в аэропорту «Толмачево». Станет ли эта тенденция устойчивой, будет понятно в следующем году. А уже ближайшей осенью при подведении итогов лета и объявлении зимних программ станет ясно, какое влияние на поведение участников рынка оказал год, прошедший в условиях экономического кризиса.

Читайте новости STI на нашем канале на Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на аккаунты в Facebook и ВКонтакте

Копирование либо частичное использование данного материала разрешается ТОЛЬКО при условии индексируемой гиперссылки на www.sibtourport.ru

Материал просмотрели 2602 посетителей
Подписка на ЭБ STI

Чтобы подписаться на Электронный бюллетень STI, заполните, пожалуйста форму