Как вы поступите с выплатами 1МРОТ на сотрудника?:
День в истории
26 мая

1994 год:
Начала работу туристическая компания «Олимпия-Райзен-Сибирь»
Также в этот день

STP-подробно

Пять вопросов из самоизоляции

Почему не работают инструменты защиты туристского рынка

06.05.2020

Отраслевой закон нуждается в актуализации. Фото: in-kolomna.ru

Восемь лет назад, 5 мая 2012 года, вступили в силу поправки в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», определившие на последующие годы правила функционирования рынка выездного туризма. Сегодня в условиях жесточайшего кризиса отрасли, связанного с принимаемыми во всём мире мерами по предотвращению распространения эпидемии коронавируса, стало окончательно очевидно, что предложенные законодателями инструменты финансовых гарантий особенно неэффективны именно в кризисных ситуациях.

Сегодня, когда государство и турбизнес ищут варианты спасения туристской отрасли, из фокуса туристской общественности выпала созданная в рамках законодательной инициативы восьмилетней давности Ассоциация «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма  «Турпомощь», чьей уставной задачей является «оказание экстренной помощи туристам в случае неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта в части неоказания туристу услуг по перевозке и (или) размещению полностью или частично».

Между тем именно с работой института финансовых гарантий туроператорской деятельности связан ряд вопросов – адресных и риторических, ответы на которые интересуют участников рынка.

Вопрос 1.

Почему задолженность перед туристами за отменённые и несостоявшиеся поездки нельзя погасить из фондов, сформированных при «Турпомощи»?

Год назад, в апреле 2019 года, на общем собрании членов ассоциации «Турпомощь» были озвучены данные о наполнении формируемых ассоциацией фондов. Размер Резервного фонда на тот момент составлял 403.265.966, 55 рублей, Фонда персональной ответственности (ФПО) – 1.303.909.909,47 рублей. Таким образом, совокупный объём резервов профессионального объединения туроператоров в сфере выездного туризма достиг отметки в 1,7 миллиарда рублей.

Совокупный размер ФПО «Турпомощи» составляет порядка 1,5% от общего размера потенциальных претензий туристов к туроператорам

В то же время, согласно экспертным оценкам, размер обязательств туроператоров по отменённым и несостоявшимся турам практически на два порядка превышает объём средств, аккумулированных «Турпомощью». Так, в коллективном обращении федеральных туроператоров к министру экономического развития РФ Максиму Решетникову, говорится о том, что «сумма оплаченная туристами турбизнесу … может составлять порядка 80-90 миллиардов рублей», то есть в 60-70 раз превосходит возможности ФПО. Иначе говоря, совокупный размер ФПО «Турпомощи» составляет порядка 1,5% от общего размера потенциальных претензий туристов к туроператорам.

Тем не менее, в соответствии с внесёнными в ФЗ-132 «Об основах туристской деятельности в РФ» поправками, туроператоры получили право «распечатать кубышку», но большинство из них (по оценке отраслевых СМИ до 95%) не воспользовались предоставленной возможностью.

Причин тому несколько. Помимо невозможности удовлетворить в достаточном объёме требования большинства туристов за счёт ФПО, начало выплат компенсаций туристам из фонда будет означать для оператора отмену льгот по обязательным ежеквартальным взносам в ФПО. Дело в том, что, согласно решению Правительства РФ, доступ туроператоров к сформированным фондам возможен только при условии их пополнения в текущем режиме.

Начало выплат компенсаций туристам из фонда будет означать для оператора отмену льгот по обязательным ежеквартальным взносам в ФПО

Кроме того, определённая Правительством РФ процедура выплаты компенсаций туристам из ФПО, включающая шестимесячный срок на формирование реестра требований, такова, что на получение реальных денег турист может рассчитывать в лучшем случае в конце текущего года. В то время, как реализация прав на несостоявшиеся и отменённые поездки туристов, в случае их согласованного переноса, возможна уже к началу осеннего сезона.

И, тем не менее, при анализе правоприменительной практики федеральных властей возникает новая серия вопросов.

Вопрос 2. Риторический

Почему правительством был установлен альтернативный, а не последовательный порядок использования средств ФПО и его возобновления? То есть, почему возможность использования собственных средств туроператоров из ФПО была жёстко обусловлена обязательством одномоментного пополнения фонда? Не было бы логичным в условиях, когда новые продажи остановлены практически на 100%, т.е. при фактическом параличе отрасли, отложить обязательства туроператоров по наполнению ФПО до возобновления полноценной операторской деятельности?

С другой стороны, решение правительства, позволяющего туроператорам отсрочить обязательные ежеквартальные взносы в ФПО до апреля 2021 года, порождает ещё один вопрос:

Вопрос 3.

Есть ли уверенность в том, что в 2021 году мы не станем свидетелями процесса обнуления туроператоров?

И сейчас формирование фондов «Турпомощи» фактически является налогом на турпродукт: ФПО - прямым, а резервного - дифференцированным

Туроператоры получили отсрочку от уплаты взносов в ФПО до первой контрольной даты 2021 года. Однако к 15 апреля следующего года они должны будут внести в фонд сумму, равную 1% общей цены туристского продукта, реализованного в докризисный 2019 год. Найдутся ли у большинства субъектов достаточные средства и, главное, желание, для того, чтобы выполнить данное требование? Или к указанной дате на рынке появятся новые ООО с названиями, производными от популярных туроператорских брендов, начавшие жизнь с «чистого листа», то есть со взноса в сто тысяч рублей в ФПО плюс 50 тысяч рублей в Резервный фонд «Турпомощи»? При том, что даже максимальных размеров ФПО (7% от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год) у федеральных туроператоров не хватит, чтобы закрыть все обязательства, возникшие в условиях пандемии и вызванного ею кризиса, такое развитие ситуации не выглядит фантастическим.

Далее. При том, что механизм финансовых гарантий (ФГ), задумывавшийся как антикризисный, в условиях реального кризиса очевидно дал сбой, не настало ли время для оценки его эффективности с последующей заменой? Отсюда возникает следующий вопрос:

Вопрос 4.

Не следует ли радикально пересмотреть всю систему финансовых гарантий, включая переход к страхованию каждого реализованного пакетного тура, на чём в своё время настаивал ряд региональных туристских ассоциаций?

Фиксированные страховые отчисления с каждого реализованного турпакета позволят страховать именно реальные, а не декларативные объёмы турпотока. При этом риски страховых компаний не будут запредельными, так как число туристов, пострадавших при банкротствах туроператоров, даже в кризисные годы было относительно не высоким в отношении к общим объёмам выездного турпотока. Стоит вспомнить, что число пострадавших от одного из последних громких банкротств - туроператора «Жемчужная река» - оценивалось от 5.000 (самим туроператором) до 15.000 (РСТ) человек, что составило порядка 0,01% (одной сотой процента !) от общего числа российских туристов, выехавших за рубеж в 2018 году.

При страховании каждого проданного турпакета накопление финрезервов будет происходить не в «Турпомощи», а у страховых компаний. Фингарантии в их сегодняшнем виде станут не нужны, поскольку отпадёт необходимость формирования резервных и иных страховочных фондов непосредственно туроператорами. Эти функции перейдут к страховым компаниям, которые смогут снимать фиксированный процент со всего пакетного туризма в России.

При этом не стоит опасаться, что обязательный  страховой сбор, заменяющий фингарантии, станет дополнительным налогом  на туристский продукт. Дело в том, что и сейчас формирование фондов «Турпомощи» фактически является налогом на турпродукт: ФПО - прямым, а резервного - дифференцированным.

И в заключение ещё один вопрос, выходящий за рамки сегодняшней тематики. Надеюсь, не риторический.

Вопрос 5.

Насколько объективно отраслевой закон, принятый в прошлом веке, соответствует реалиям сегодняшнего дня, даже на уровне понятийного аппарата, описывающего субъектов отрасли и их взаимодействие? И не настало ли время его коренного пересмотра?

Читайте новости STI на нашем канале на Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на аккаунты в Facebook и ВКонтакте

Копирование либо частичное использование данного материала разрешается ТОЛЬКО при условии индексируемой гиперссылки на www.sibtourport.ru

Материал просмотрели 687 посетителей
Подписка на ЭБ STI

Чтобы подписаться на Электронный бюллетень STI, заполните, пожалуйста форму