Как вы поступите с выплатами 1МРОТ на сотрудника?:
День в истории
26 мая

1994 год:
Начала работу туристическая компания «Олимпия-Райзен-Сибирь»
Также в этот день

STP-подробно

Год на восстановление. Ставка на местный туризм

Как турбизнес выходил из первого отраслевого кризиса 1998 года

19.05.2020

Кризис 1998 года на порядок сократил активность региональных турфирм

Развитие пандемии COVID-19 привело к разрушению международных и межрегиональных связей, падению мировой экономики. Одной из наиболее пострадавших отраслей оказался туризм. Для российской туристской индустрии, история которой исчисляется тремя десятилетиями, кризис, связанный с распространением коронавируса, не первый, но самый масштабный. Впервые отечественный туризм оказался парализован на 100% при полном отсутствии понимания сроков выхода из кризиса. Ещё более туманны перспективы окончательного восстановления отрасли.

Не рискуя выступать в роли оракула, мы предлагаем обратиться к опыту прохождения отрасли через первый системный кризис 1998 года, связанный с дефолтом. Инструментом для анализа ситуации 22-летней давности стали данные мониторинга клиентских СМИ сибирского региона, проводившегося РИАЦ STI в 1997-2006 годах. В «доинтернетовскую» эпоху основными рекламными носителями для туристского сообщества были телевидение и печатные СМИ. При этом на телевизионные каналы преимущественно была ориентирована имиджевая реклама, а в газеты шли предложения конкретных туристских продуктов.

Дефолт 17 августа 1998 года в России был объявлен на фоне мирового финансового кризиса 1997-98 годов и привёл к обрушению экономики. В результате более чем трёхкратного роста курса доллара резко просел рынок выездного туризма. Падение платежеспсобного спроса населения сказалось и на туризме внутреннем.

Дефолт 17 августа 1998 года в России был объявлен на фоне мирового финансового кризиса 1997-98 годов и привёл к обрушению экономики. В результате более чем трёхкратного роста курса доллара резко просел рынок выездного туризма. Падение платежеспсобного спроса населения сказалось и на туризме внутреннем

Спецификой выездного туризма конца 90-х являлась чётко выраженная сезонность в постановке чартерных программ – продолжительных летом (3-5 месяцев) и коротких (рейсы с отстоем и цепочки из 2-3 рейсов) в новогодние праздники. При этом соотношение объёмов выездных туристских потоков на прямых рейсах и формируемых транзитом через Москву оценивалось экспертами, как 1:1 Кроме того, необходимо отметить, что в 1998 году была нарушена монополия новосибирских туроператоров в организации чартерных рейсов. На местный рынок с длинной цепочкой в Барселону на А-310 «Аэрофлота» вышла столичная компания «Натали Турс», поддержанная региональными турагентами.

Начало кризиса пришлось на разгар высокого сезона и привело к досрочному завершению большинства чартерных  программ

Летом 1998 года из Новосибирска выполнялись 10 чартерных программ в шесть стран: Болгарию, Турцию, Испанию, Кипр (по две), Грецию и Италию. Вывозные рейсы по ним планировались на сентябрь – октябрь. Начало кризиса пришлось на разгар высокого сезона и привело к досрочному завершению большинства чартерных  программ.

Обрушение рынка привело к резкому сокращению числа участников рынка. Причём, если в августе 1998 года тренд только обозначился - турфирмы продолжили давать рекламу по инерции, в том числе по ранее оплаченным контрактам – то уже в сентябре туристский сегмент рынка печатных СМИ рухнул, потеряв до 60% рекламодателей.

Уже в сентябре туристский сегмент рынка печатных СМИ рухнул, потеряв до 60% рекламодателей

Некоторый оптимизм участников рынка был связан с ожидаемой в период рождественских каникул активизацией туристских поездок, но и он не привёл к количественному восстановлению числа активных субъектов на докризисном уровне, не достигнув планки в 90% от уровня июля 1998 года.

На предкризисный уровень число активных субъектов выходит только в июне 1999 года на ожиданиях, аналогичных предрождественскому периоду. Но уже в следующем месяце показатель опять опускается ниже докризисной планки.

Безусловно, снижение числа субъектов рынка в посткризисный период в некоторой степени определялось сезонным характером регионального туризма. Однако сравнение посткризисных показателей с аналогичными периодами годичной давности свидетельствует о том, что рынок действительно просел и просел достаточно серьёзно.

В период первого посткризисного шока – в сентябре–октябре - число активных туристских компаний Новосибирска находилось на уровне 62 – 70% от аналогичного показателя осени 1997 года. В дальнейшие месяцы снижение активности местного рынка находилось в диапазоне 10-25% по отношению к показателям годовой давности. Исключения составляли «месяцы надежды» - декабрь -98 и июнь-99 – когда число турфирм, рекламировавших высокий сезон, превышало показатели рекордного докризисного периода.

Наиболее наглядным критерием наступившего кризиса являлось падение общего числа рекламных объявлений туристской тематики. Уже в сентябре 1998 года их совокупный объём, по отношению к июлю, упал ровно в 10 раз, с 1061 объявления до 106. Процесс восстановления шёл очень медленными темпами, и к лету показатель вышел на уровень 60-66% от июля 1998 года. Турфирмы серьёзно оптимизировали рекламу.

Нагляден и процесс оптимизации рекламных затрат турбизнеса. В сентябре–октябре совокупная стоимость туристской рекламы в новосибирских печатных СМИ составляла 12,8-17,1% от июля 1998 года. И это без поправки на более чем трёхкратное снижение курса рубля. Фактическое стоимостное сокращение рынка туристской рекламы в этот период оценивается STI в 20-25 раз.

Фактическое стоимостное сокращение рынка туристской рекламы в этот период оценивается STI в 20-25 раз

Вернуться на уровень лета-98 в стоимостных показателях рынок туристской рекламы летом 1999 года так и не смог. Падение объёмов совокупной стоимости туристской рекламы в июле 1999 года по отношению к июлю 1998 года составило 21,9%. В популярном тогда долларовом эквиваленте оно было более чем пятикратным.

Кризис, обрушивший туристский рынок, привёл и к его структурным изменениям. Начиная с осени, в предложениях туристских фирм увеличивается доля туров по России и особенно по сибирскому региону. В отдельные месяцы каждое шестое объявление туристской тематики было посвящено отдыху в сибирском регионе.

Именно на внутренний туризм осенью 1998 и весной 1999 года сделал ставку региональный турбизнес. Если летом 1998 года на рекламу отдыха в сибирских регионах турфирмы тратили каждый седьмой рубль (14,2%), то уже в октябре – каждый третий (33,7%). Исключение, по описанным выше причинам, составил декабрь 1998 года. Летом 1999 года приоритеты в рекламных бюджетах новосибирских турфирм вернулись к докризисной ситуации.

Впрочем, региональные турфирмы надолго сохранили «прививку» от кризиса 1998 года. В августе 1998 года туры по Сибири присутствовали в предложениях только половины новосибирских компаний, и по этому показателю значительно уступали топовым направлениям выездного туризма. Однако уже с сентября Сибирь выходит на первое место по числу рекламирующих её компаний и остаётся на нём до осени 1999 года. При этом в период с октября 1998 года по июль 1999 направление стабильно рекламирует более 2/3 от числа активных субъектов рынка.

Потери в числе субъектов рынка ожидаются не менее значительные, и восстановление их докризисного уровня быстрым не будет

В два раза с начала 1999 года увеличивается доля компаний, предлагавших туры по России. В результате, направление, ранее обитавшее в «подвалах» актуальной «десятки», в первом полугодии 1999 года стабильно прописывается в топ-3 рекламных приоритетов новосибирского турбизнеса и покидает его только год спустя после дефолта августа 1998 года, на фоне восстановления стабильного интереса к выездному туризму.

Текущий кризис в отрасли имеет иную природу и симптомы. Но, представляется, что механизм выхода из него будет аналогичен ситуации, сложившейся после кризиса 1998 года. Потери в числе субъектов рынка ожидаются не менее значительные, и восстановление их докризисного уровня быстрым не будет. Рост туристской активности начнётся с локальных коротких путешествий.

Безусловно, будут и новации в организации самого бизнеса. Туристский рынок начала 2020-х принципиально отличается от аналога конца 1990-х годов.

Читайте новости STI на нашем канале на Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на аккаунты в Facebook и ВКонтакте

Копирование либо частичное использование данного материала разрешается ТОЛЬКО при условии индексируемой гиперссылки на www.sibtourport.ru

Материал просмотрели 420 посетителей
Подписка на ЭБ STI

Чтобы подписаться на Электронный бюллетень STI, заполните, пожалуйста форму